Уровень государственного регулирования отрасли. Особенности государственного регулирования отрасли строительства

Промышленное производство всегда являлась ведущей сферой экономических интересов государства, так как именно эта сфера обеспечивает общественные и индивидуальные потребности в промышленной продукции. В силу чего особое значение приобретают вопросы организации управления промышленным производством в рыночных условиях.

Российское федеральное законодательство последних лет содержит обширный нормативно-правовой материал, на основе которого строится государственное управление промышленностью. Сюда можно отнести: закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, закон “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации” и другие нормативные акты. Основы этой деятельности определяет Конституция РФ, которая относит к ведению федеральных органов власти и управления:

Формирование федеральных программ экономического (включая промышленное) развития;

Установление правовых основ единого рынка;

Управление федеральной негосударственной собственностью;

Федеральные энергетические системы, ядерную энергетику и оборонное производство.

К совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов относительно разграничение государственной собственности (в том числе и в сфере промышленного производства). Вне этих пределов субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 71 Конституции РФ). Соответственно Правительство РФ осуществляет управление федеральной собственностью в сфере промышленного производства (ст. 114 Конституции РФ).

Оно учреждает государственные промышленные корпорации, концерны, акционерные общества, утверждает их уставы и формирует их руководство, определяет первоначальный состав советов директоров, особенности приватизации государственных предприятий, организует управление казенными (государственными) промышленными предприятиями, решает вопросы конверсии и т.д. Оно же ведает вопросами промышленной политики, реформы предприятий, развития малого и среднего предпринимательства.

Органы исполнительной власти субъектов РФ решают широкий комплекс проблем, относящихся к регулированию деятельности промышленных объектов, отнесенных к их собственности в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем функционируют и специальные органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление соответствующими отраслями промышленного производства как на федеральном, так и на региональном (территориальном) уровнях.

Управляющее воздействие со стороны государства на промышленность и ее отрасли все в большей степени приобретает характер общего регулирования. Сфера полномочий непосредственного управления (распорядительство) резко сокращена. Даже в отношении объектов военно-промышленного комплекса (ВПК) государство действует уже не как безраздельный собственник, а скорее в качестве контрольно-надзорной инстанции, определяя основы федеральной политики развития соответствующих отраслей и контролируя ее реализацию.

Поэтому основой механизма государственного управления промышленностью сегодня являются регулирование, координация и контроль (надзор) по текущим направлениям развития отечественного промышленного производства независимо от формы собственности предприятий. Тут следует учитывать и то, что масштабная приватизация привела к тому, что в промышленности частный (акционерный) сектор экономики стал преобладающим.

Показатели соотношения предприятий государственного и негосударственного сектора в Российской Федерации в 1992-97 гг.

* на момент завершения чековой приватизации в России

Источник: Управление государственной собственностью / Под ред. В.И.Кошкина, В.М.Шупыро. - М: ИНФРА-М, 1997. - с.64.

Органы государственного управления отраслями промышленности . В настоящее время управление промышленностью сосредоточено в трех федеральных министерствах: в Министерстве экономики РФ, в Министерстве топлива и энергетики РФ и в Министерстве по атомной энергии РФ.

Министерство экономики РФ наряду с общеэкономическими функциями (разработка промышленной политики, макроэкономическое регулирование и т.п.) осуществляет ряд функций в сфере государственного управления отраслями промышленного производства. В положении, утвержденном Правительством РФ 26 августа 1995 года, на него возложено проведение единой государственной политики в следующих промышленных отраслях: металлургической, химической, нефтехимической, биотехнологической, текстильной, легкой, медицинской, машиностроительной, оборонной, лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности, производства и переработки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Минэкономики осуществляет также координацию деятельности иных федеральных органов исполнительной власти. Кроме того, Минэкономики осуществляет государственное регулирование и межотраслевую координацию:

Машиностроительных отраслей;

В химическом комплексе;

Обеспечивает реализацию федеральных программ конверсии оборонных предприятий;

Совершенствует внутриотраслевые, межотраслевые и межгосударственные кооперативные связи промышленных предприятий;

Организует работы по отраслевой стандартизации продукции и т.д.

Министерство топлива и энергетики РФ (Минтопэнерго России) на основе федерального закона “О естественных монополиях” осуществляет руководство топливно-энергетического комплексом Российской Федерации. Оно также призвано координировать деятельность предприятий и организаций электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, газификации, газоснабжения и газового хозяйства, систем нефтепродуктообеспечения и магистральных нефте-, газо- и нефтепродуктопроводов. Это особенно важно, так как в рамках топливно-энергетического комплекса сегодня действуют крупнейшие производственные объединения (акционерные общества) типа “Газпром”, ““Транснефть”, “Транснефтепродукт”, “Роснефть”, “Росуголь”, “ЕЭС России” и т.п.

Положение о Минтопэнерго утверждено Правительством РФ 27 января 1996 года. В соответствии с ним министерство осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов РФ в целях согласования интересов топливно-энергетических отраслей и регионов. Минтопэнерго России:

Осуществляет государственную энергетическую политику;

Обеспечивает потребности народного хозяйства и населения в различных видах энергии, их использование и сбережение во всех сферах потребления;

Обеспечивает эффективное функционирование топливно-энергетического комплекса, организует разработку основных направлений его развития;

Участвует в реализации отраслевых программ демонополизации;

Осуществляет государственное регулирование деятельности предприятий ТЭК путем разработки нормативных актов, стандартов, норм и правил в сфере эксплуатации, ремонта и строительства предприятий комплекса;

Решает совместно с органами государственной власти и управления субъектов РФ, органами местного самоуправления вопросы размещения крупных предприятий топливно-энергетического комплекса.

К его функциям относится разработка и проведение государственной политики при проектировании и сооружении предприятий топливно-энергетического комплекса; обеспечение государственного энергетического надзора, государственного контроля и надзора за рациональным использованием нефти, газа и продуктов их переработки, за качеством торфа, а также государственного надзора за объектами топливно-энергетического комплекса в части обеспечения безопасности мореплавания, подводно-технических работ, эксплуатации гидротехнических сооружений и предупреждения загрязнения водной среды нефтью.

Минтопэнерго России призвано обеспечивать соблюдение требований охраны недр и других природных богатств при осуществлении предприятиями комплекса хозяйственной деятельности, а также повышение экологической безопасности действующих предприятий, вновь вводимых и реконструируемых предприятий. Оно участвует в процессе лицензирования порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти, газа и угля, контролирует выполнение условий разработки месторождений по действующим лицензиям, разрабатывает предложения по формированию тарифов, цен на топливно-энергетические ресурсы и другую продукцию отраслей комплекса.

Минтопэнерго осуществляет государственное регулирование развития и использования сырьевой базы комплекса; разрабатывает и утверждает обязательные для всех потребителей энергетических ресурсов правила их технической эксплуатации; участвует в государственной экспертизе запасов месторождений нефти, природного газа, газового конденсата и угля; создает подразделения ведомственной военизированной охраны и т.д. Кроме того, это министерство координирует деятельность отраслевых предприятий (акционерных обществ) и совместно с ними определяет порядок управления системами энергопродуктопроводов и федеральной энергетической системой.

В структуре аппарата Минтопэнерго России функционируют департаменты:

Угольной промышленности;

Нефтяной промышленности;

Электроэнергетики;

Нефтепереработки;

Машиностроения для топливно-энергетического комплекса;

Энергоресурсосбережения;

Нефтепродуктообеспечения и топлива.

В качестве федерального органа исполнительной власти действует также Федеральная энергетическая комиссия РФ (ФЭК России), основной задачей которой является регулирование деятельности естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, а также государственное регулирование цен и тарифов на электрическую и тепловую энергию, регулирование и контроль в сфере транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, включая ценовое регулирование на федеральном оптовом рынке электрической энергии и оптовых цен на природный газ, осуществление контроля за соблюдением действующего законодательства. Решения и предписания ФЭК обязательны для органов исполнительной власти, а также организаций независимо от форм собственности и подчиненности.

Министерство РФ по атомной энергии проводит государственную политику в области разработки, производства и утилизации ядерных зарядов и боеприпасов в атомной энергетике, осуществляет государственное управление использованием атомной энергии, несет ответственность за состояние и развитие ядерного оружейного и энергетического комплексов Российской Федерации, обеспечивает безопасность предприятий и организаций ядерного комплекса, управляет деятельностью предприятий и организаций этого комплекса и т.д.

Отдельными отраслями промышленного производства руководят иные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные подразделения. Так, государственные предприятия промышленности строительных материалов находятся в ведении Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике , который координирует и регулирует их деятельность, участвует в их приватизации, содействует созданию рынка строительных материалов, совершенствует экономические методы управления подведомственными предприятиями, участвует в их создании, реорганизации и ликвидации, утверждает их уставы, назначает руководителей и т.д.

Ряд управленческих функций и полномочий в отношении объектов промышленности осуществляет Государственный комитет РФ по управлению государственным имуществом . В соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 4 декабря 1995 года, он управляет и распоряжается объектами федеральной собственности на территории Российской Федерации и за рубежом, принимает по этим вопросам нормативные акты, назначает представителей государства в органы управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности, утверждает уставы федеральных унитарных предприятий и т.п. Однако в основном этот орган призван обеспечивать проведение государственной политики в области приватизации государственных и муниципальных предприятий.

Государственный контроль (надзор) в управлении промышленностью . Все органы исполнительной власти общей, межотраслевой и отраслевой компетенции в различных формах и по различным направлениям реализуют принадлежащие им контрольные и надзорные функции и полномочия. Одновременно в системе государственного управления промышленностью существуют специфические организационно-правовые формы контроля (надзора).

Федеральный горный и промышленный надзор России (Госгортехнадзор России) осуществляется в сфере промышленной безопасности, а также при реализации специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ 18 февраля 1993 года. Его функции связаны с осуществлением государственного надзора за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности, устройству и безопасной эксплуатации оборудования. Госгортехнадзор устанавливает требования (правила и нормы) по безопасному ведению работ; осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с повышенной опасностью промышленных производств и работ.

Кроме того, Госгортехнадзор осуществляет государственный надзор в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте- и газодобывающей, оборонной промышленности (например, за проектированием, строительством и безопасной эксплуатацией продуктопроводов), а также выдает лицензии на отдельные виды работ, связанные с повышенной опасностью промышленных производств. Ему предоставлены полномочия:

Проведение беспрепятственной проверки подконтрольных предприятий;

Дача обязательных для руководителей предприятий предписаний об устранении выявленных нарушений, а также о приостановке работ, ведущихся с нарушением правил и норм безопасности;

Привлечение должностных лиц к административной ответственности;

Внесение обязательных представлений руководителям промышленных предприятий об освобождении от должности лиц, систематически нарушающих правила и нормы по безопасности работ.

Постановления Госгортехнадзора по вопросам его компетенции обязательны для исполнения объединениями и предприятиями. Свои функции и полномочия Госгортехнадзор реализует непосредственно или через образуемые региональные подразделения (округа и управления).

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) – орган государственного управления, осуществляющий государственное регулирование и надзор за безопасностью производства, обращения и использования в мирных и оборонных целях атомной энергии, радиоактивных веществ и изделий с целью обеспечения безопасности персонала ядерно- или радиационно-опасных объектов и населения, защиты окружающей среды в Российской Федерации, подчиненный непосредственно Президенту РФ. Госатомнадзор России:

Устанавливает правила и нормы в области ядерной и радиационной безопасности;

Осуществляет надзор в сфере производства, обращения и использования атомной энергии, ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий при разработке, изготовлении, испытании, транспортировке, хранении и ликвидации ядерного оружия;

Проводит экспертизу безопасности ядерно- и радиационно-опасных объектов и производств;

Выдает лицензии на виды деятельности, связанные с использованием ядерно- и радиационно-опасных веществ и материалов;

Осуществляет государственную регистрацию поднадзорных объектов;

Инспектирует состояние ядерной и радиационной безопасности;

Выдает обязательные предписания об устранении нарушений правил и норм ядерной и радиационной безопасности, условий действия лицензий;

Приостанавливает работы, проводимые с нарушениями правил и требований, изымает лицензии;

Запрещает применение изделий и материалов, не обеспечивающих ядерную и радиационную безопасность и т.д.

Госатомнадзор имеет свои территориальные (региональные) подразделения – округа и инспекции. Свою деятельность он осуществляет во взаимодействии с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ).

Государственный энергетический надзор РФ осуществляет контроль за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии, рациональным использованием энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности. Органы энергетического надзора входят в систему Минтопэнерго России. Они включают Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор) и территориальные подразделения (управления или отделы). Положение о Государственном энергетическом надзоре утверждено Правительством РФ 12 мая 1993 года.

Органы государственного энергетическом надзора, систему которых возглавляет Главный государственный инспектор (начальник Главного управления Минтопэнерго России), контролируют соблюдение обязательных для всех потребителей электроэнергии и тепла правил технической эксплуатации энергетических установок и техники безопасности, а также проведение мероприятий по сбережению энергии. При осуществлении государственного энергетического надзора государственные инспектора вправе:

Давать обязательные для потребителей энергии предписания о ликвидации нарушений правил и нормативных актов;

Требовать от руководителей предприятий, организаций и учреждений немедленного отключения электрических и теплоиспользующих установок при обнаружении нарушений, которые могут привести к аварии, пожару или представлять опасность для человека;

Давать обязательные указания об отстранении от работы нарушителей правил и т.д.

Разумеется, эти контрольно-надзорные органы реализуют свои полномочия не только в промышленной сфере, но для них она наиболее существенна. Об этом же может свидетельствовать пример с Государственным комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), положение о котором Правительство РФ утвердило 11 июля 1994 года. Госстандарт осуществляет государственное управление стандартизацией, государственное регулирование и межотраслевую координацию деятельности промышленных предприятий в сфере сертификации (удостоверение качества продукции):

Организует и проводит работы по обязательной сертификации промышленной продукции;

Осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением требований государственных стандартов, правил метрологии (единство средств измерения);

Осуществляет государственный метрологический контроль (надзор), проводит проверку и государственные испытания средств измерения.

При этом он вправе направлять предписания об устранении нарушений обязательных стандартов, о снятии с производства, прекращении выпуска и реализации товаров, изготовленных с нарушением стандартов, а также об отзыве их от потребителя. Председатель Госстандарта России является Главным государственным инспектором РФ по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации промышленных объединений и предприятий; Госкомимущество России контролирует реализацию государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, поступление в федеральный бюджет средств от приватизации, использование по назначению и сохранность объектов федеральной собственности и т.д. Следует также отметить большое значение государственного контроля (надзора) в сфере промышленности, осуществляемого природоохранными органами.

При осуществлении функций государственного контроля (надзора) в сфере промышленного производства органы Госгортехнадзора, Госатомнадзора и др. в соответствии с Кодексом РФ “об административных правонарушениях” уполномочены на рассмотрение дел и наложение административных взысканий за нарушения, к которым относится:

Нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 88);

По хранению, использованию и учету взрывчатых материалов и отраслях промышленности (ст. 89);

Расточительное расходование электрической и тепловой энергии (ст. 90) и т.п.

Штрафные санкции налагаются на виновных должностными лицами территориальных и местных инспекций, начальниками управлений округов.

Хозяйствующие субъекты в промышленности законодательством Российской Федерации подразделяются на две основные категории: казенные предприятия и акционерные общества. Существуют и частные предприятия, находящиеся в индивидуальном владении, но их количество чрезвычайно мало. В качестве казенных предприятий государство сохранило за собой собственность в стратегически важных отраслях промышленного производства.

Казенные заводы (фабрики, хозяйства) создаются в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 “О реформе государственных предприятий” на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий. Правительство РФ 12 августа 1994 года утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответствующего федерального органа исполнительной власти, на который возложены координация и регулирование деятельности в отрасли.

Такой орган утверждает индивидуальный устав подведомственного казенного завода, назначает на должность его руководителя и принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной хозяйственной деятельности. По этому поводу издается приказ (распоряжение), определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распространяется разрешение. Типовой устав казенного завода определяет:

Цели и предмет деятельности завода;

Имущество завода, являющееся федеральной собственностью;

Основы организации его деятельности;

Систему управления заводом (назначаемый уполномоченным органом директор и его заместители, назначаемые по согласованию с утвердившим устав органом);

Основы учета, отчетности и контроля за деятельностью казенного завода;

Процедуру ликвидации и реорганизации завода (по решению Правительства РФ).

Наряду с промышленными предприятиями и объединениями государственного характера (число их сейчас незначительно) - как, например, Российской государственной корпорации по производству лесобумажной продукции, действует широкая сеть акционерных обществ. В 1993 году Правительство РФ учредило Российское акционерное общество (РАО) “Газпром” и утвердило его устав, в котором раскрывались особенности такого рода объединений. В настоящее время действует федеральный закон от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ “Об акционерных обществах”.

Акционерные общества – коммерческие организации открытого или закрытого типа. Учредительным документом акционерного общества является его устав. Общество подлежит государственной регистрации. Законодательством РФ практически не определяются формы влияния государства на деятельность акционерных обществ, что создает впечатление об их полной автономии, что неверно.

Государственный надзор за деятельностью промышленных предприятий осуществляется органами исполнительной власти и их представителями по вопросам финансов, экологии и т.п. Иначе говоря, во всех случаях, когда устанавливаются правила, обязательные для хозяйствующих субъектов любой формы собственности. Не определена в законе и ответственность акционерных обществ перед государством. О конкретных целях, задачах и предметах деятельности акционерных обществ можно судить на примере РАО “Газпром”, которое на договорной основе:

Обеспечивает снабжение потребителей газом, газовым конденсатом, продуктами переработки нефти;

Обеспечивает поставки газа за пределы России по межгосударственным и межправительственным соглашениям;

Строит и финансирует газопроводы-отводы высокого давления;

Получает лицензии на разведку и разработку месторождений, а также на экспорт продукции;

Контролирует функционирование единой системы газоснабжения и т.д.

Правительство РФ оказывает определенное воздействие на акционерные общества. Так, было принято постановление “О государственной поддержке акционерного общества “Горьковский автомобильный завод”; для представления интересов государства по принадлежащим государству пакетам акций в РАО “ЕЭС России” оно назначило своих представителей; принято специальное постановление “О мерах по обеспечению государственного управления закрепленной в федеральной собственности акциями РАО “ЕЭС России”, которым была образована коллегия представителей государства, предложившая круг вопросов для повестки ближайшего собрания акционеров; принимаются решения об утверждении уставов акционерных обществ (например, открытого АО “Нефтяная компания “Роснефть”) и т.п.

Очень актуальной в последнее время стала проблема несостоятельности промышленных предприятий. Для решения такого рода вопросов образована Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению . Основная цель этого органа – создание организационных, экономических и иных условий реализации актов о несостоятельности государственных предприятий. Управление проводит государственную политику, направленную на предотвращение несостоятельности предприятий; представляет интересы государства при решении вопросов, связанных с возбуждением производства по делам о несостоятельности; оказывает помощь предприятиям, имеющим признаки несостоятельности.

Эта федеральная служба выступает уполномоченным представителем собственника государственного предприятия; принимает решение о направлении предприятием-должником заявления в арбитражный суд о возбуждении производства по делу о несостоятельности; участвует в приватизации неплатежеспособных государственных предприятий; осуществляет руководство своими территориальными органами и т.п.

Федеральная служба по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению вправе принимать решения о необходимости санации (недопущения банкротства) предприятий; участвовать в осуществлении контроля за использованием средств на поддержку предприятий; издавать обязательные для исполнения акты по вопросам, отнесенным к ее ведению и т.п.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года “О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий” определено, что Федеральная служба представляет интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий и организаций, в капитале которых имеется доля (вклад) Российской Федерации. На нее также возложено рассмотрение финансового состояния предприятий и принятие решения о проведении обязательной приватизации федеральных государственных предприятий, являющихся неплатежеспособными; принятие обязательного для предприятия-должника решения о внесении им в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о несостоятельности.

В случае неподачи такого заявления предприятием, Федеральная служба сама обращается в арбитражный суд с ходатайством о признании предприятия-должника банкротом. Кроме того, она определяет условия участия уполномоченных государственных органов в проведении санации предприятия-должника, вносит в арбитражный суд заявление об открытии конкурсного производства.

Управление промышленностью в Омской области . На федеральном уровне государственное регулирование в сфере промышленного производства Омской области, как уже говорилось выше, осуществляется территориальными подразделениями федеральных органов. Практически все они представлены на территории области . Часть из этих органов делегировали свои функции подразделениям Администрации Омской области.

Вместе с тем, Администрация Омской области и на региональном уровне достаточно активно проводит государственное регулирование в сфере промышленного производства. Одна из причин этого заключается в том, что именно промышленные предприятия формируют большую часть областного и местного бюджетов. Эта деятельность осуществляется по следующим направлениям:

Разработка региональных программ и проектов развития промышленного производства;

Предоставление налоговых льгот и гарантий инвесторам, вкладывающим средства в развитие промышленного производства;

Содействие развитию внешнеэкономических связей омских предприятий и представление продукции омских предприятий за рубежом;

Размещение регионального заказа на продукцию омских промышленных предприятий;

Долевое участие в развитии на территории области рыночной инфраструктуры (строительство международного аэропорта, газификация и др.).

Для решения текущих задач по управлению и развитию промышленного производства в Администрации Омской области создан целый ряд комитетов: Экономический комитет, Комитет по промышленности, Комитет по газификации, Комитет по внешнеэкономической деятельности и т.д.

При этом функции, связанные с надзором и контролем в сфере промышленного производства, концентрируются в территориальных подразделениях федеральных структур. Тогда как функции, связанные с непосредственным стимулированием и развитием промышленности, делегированы федеральным центром на региональный уровень.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Сформулируйте основные принципы государственного управления промышленным производством на федеральном уровне.

2. Покажите на примере любого омского предприятия, как федеральные органы управления влияют на его деятельность.

3. Обоснуйте, почему непосредственное стимулирование развития промышленного производства передано федеральным центром именно на региональный уровень.

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. – М.: ЗЕРЦАЛО, 1997.

2. Грузинов В.П., Максимов К.К., Эриашвили Н.Д. Экономика предприятия: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 1998.

3. Эффективность государственного управления. / Под ред. С.А Батчикова., С.Ю.Глазьева - М.: Консалтбанкир, 1998.

Нормативно-правовые акты и документы:

1. Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ "Об акционерных обществах". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

2. Указ Президента РФ от 23.05.1994 г. № 1003 "О реформе государственных предприятий". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.

3. Постановление Главы Администрации (Губернатора) Омской области от 08.04.1997 г. № 147-п "О прогнозе социально-экономического развития Омской области на 1997-2000 гг. и о среднесрочном плане действий Администрации на период до 2000 г.". // Справочная правовая система "Гарант". - М.: НПП "Гарант-сервис", 1999.


На территории Омской области действует около 20 территориальных подразделений федеральных органов, так или иначе влияющих на промышленное производство.

Предыдущая

В результате изучения главы 15 студент должен:

знать

  • виды регулирования отрасли;
  • содержание и цели регулирования торговой отрасли;
  • основные принципы и методы регулирования отрасли;

уметь

Предложить комплекс мер регулирования, соответствующий состоянию отрасли;

владеть

подходами к разработке комплекса мер, направленных на обеспечение конкуренции на рынке.

Основные направления и принципы регулирования торговой отрасли

Торговля, как и другие отрасли современной экономики, развивается на основе взаимодействия двух начал, в соответствии с которыми различают два типа ее регулирования: рыночное и нерыночное. Последнее включает государственное и негосударственное регулирование.

Рыночный тип регулирования формировался в условиях развития капиталистических отношений, когда низкая насыщенность рынка товарами и относительно небольшие масштабы промышленных и торговых капиталов создавали благоприятные условия для возникновения и развития большого числа мелких предприятий и, следовательно, свободной конкуренции.

Основой рыночного регулирования была деятельность предпринимателей, управлявших небольшими предприятиями, которое происходило практически без вмешательства государства, кроме таких общих моментов, как налогообложение (или сбор пошлин, податей), регулирование денежного обращения и т.п. Действенность рыночного саморегулирования (так называемой невидимой руки, по выражению А. Смита) базируется на законах свободного рынка. Но рынок должен оставаться действительно свободным. В процессе деятельности предприятия стремятся к росту, ресурсы (финансовые, материальные и др.) концентрируются под управлением сильных предприятий и свободная конкуренция превращается в конкуренцию монополий, которая хоть и является конкурентной средой, но создает существенные ограничения свободной конкуренции на рынке.

Рыночное регулирование показало себя недостаточно эффективным уже в конце XIX в., к тому же многие государства стремятся проводить социально ориентированную внутреннюю политику, которая включает и обеспечение необходимого уровня конкуренции на рынке потребительских товаров и услуг. В результате уже к середине 1930-х гг. были сформулированы основные принципы нерыночного регулирования экономической деятельности, и соответствующие методы применяются практически постоянно в разных сочетаниях в зависимости от экономической ситуации.

Государственное регулирование представляет собой совокупность принципов и методов воздействия государственных и муниципальных органов власти на организацию и экономику отрасли в целях решения задач экономического и социального развития страны и отдельных ее регионов. Основные направления государственного регулирования деятельности в торговой отрасли таковы:

  • разработка мер, направленных на обеспечение здоровой конкуренции;
  • государственное регулирование в областях, где отсутствует конкуренция;
  • разработка и реализация государственной политики перераспределения доходов.

Принципы обеспечения добросовестной конкуренции формировались на протяжении более 100 лет, в течение которых в развитых странах сложились собственные системы государственного регулирования, учитывающие особенности и традиции деловой практики. Основными принципами в данной сфере являются:

  • взаимодействие рыночной конкуренции и государственного регулирования рынка;
  • недопущение прямого вмешательства государства в хозяйственную деятельность участников рынка, но допускается прямой контроль государственных органов за соблюдением установленных правовых норм;
  • регулирование и устранение негативных последствий конкуренции для экономики страны, когда рыночный механизм не обеспечивает нейтрализации этих негативных последствий;
  • воздействие на результаты деятельности участников рынка в виде ущерба или выгоды для третьих лиц, которые не участвуют в рыночных отношениях и интересы которых не учитываются при формировании цен.

В российской экономике необходимость мер государственного регулирования во многих отраслях не подвергается сомнению, но важно определить оптимальное соотношение между механизмами рыночного саморегулирования и государственного регулирования. В тех областях, в которых конкуренция отсутствует или в существующих условиях не может быть эффективна, государственное регулирование становится единственным инструментом организации хозяйственной деятельности. Например, в современных условиях особо острой стала проблема охраны окружающей среды, которая может решаться только на государственном уровне. Применительно к торговле, пищевой промышленности и транспорту она связана с применением в промышленных и бытовых холодильниках запрещенных с 2000 г. Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) взрывоопасных и озоноразрушающих фреонов. Самостоятельно предприятия не будут отказываться от потенциально опасной техники, только на государственном уровне может быть реализован комплекс мероприятий по модернизации основных фондов торговой отрасли, конечно, при условии материальной заинтересованности торговых предприятий.

Деятельность естественных монополий и государственных монополий также должна находиться под контролем, чтобы обеспечить доступность их товаров и услуг для населения. Естественные монополии формируются в отраслях, для которых создание конкурентной среды па товарном рынке невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Государственная политика перераспределения доходов учитывает национальные, социальные, экологические и другие особенности развития страны. Она реализуется через комплекс налоговых и кредитно-финансовых мер, обеспечивающих льготные условия деятельности для предприятий и отраслей, выполняющих социально значимые функции (например, обслуживание социально незащищенных слоев населения, снабжение населения на удаленных территориях). Предприятиям могут предоставляться льготы в части налогообложения, оплаты аренды помещений и коммунальных услуг, кредитования.

Внешняя торговля является, с одной стороны, источником товарных ресурсов, а с другой – источником пополнения бюджета. Регулирование внешнеэкономической деятельности преследует несколько довольно противоречивых целей: с одной стороны, обеспечить население качественными товарами по доступным ценам и конкуренцию отечественным производителям, с другой – поддерживать на внутреннем рынке благоприятную для отечественно производителя среду. В последние годы направления деятельности, связанные с защитой собственного рынка, преобладают в большинстве стран. Среди таких ограничений: установление количественных квот, тарифных пошлин, субсидии отечественным товаропроизводителям. Причинами усиления протекционизма не в последнюю очередь являются задачи соблюдения интересов потребителей, оптимизации производственной структуры экономики, решение социально-экономических задач (в частности, поддержка малого и среднего бизнеса).

Следует отметить, что государства придерживаются схожих принципов регулирования рыночных отношений вообще и внутренней торговли – в частности. Различия возникают на уровне способов реализации поставленных целей, управленческих подходов к решению конкретных задач. В одних странах государственному регулированию отдается преимущество, и большая часть задач решается именно через рычаги государственного регулирования, в других поощряются активные действия участников рынка по поддержанию конкуренции и регулированию рыночных отношений. Последняя форма представляет собой негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование включает различные соглашения об объединении предприятий, создании внутриотраслевых и межотраслевых комплексов, а также разнообразные регулирующие воздействия коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, промышленных и торговых ассоциаций, палат и информационно-аналитических систем. В рамках крупных корпораций применяется трансфертное ценообразование и другие методы нерыночного управления, в результате подрывается механизм внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Вместе с тем в рамках крупных корпораций более эффективно решаются вопросы межотраслевого перераспределения ресурсов, что благоприятствует развитию внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции. Аккумулируя большие объемы экономических ресурсов, корпорации все активнее выступают в качестве проводников народно-хозяйственных или национальных интересов и сигналов системы рыночного саморегулирования па уровне средних и мелких предприятий.

Формы негосударственного регулирования, находясь в противоречивом единстве с рыночными и государственными, играют возрастающую роль в современном механизме деятельности торговой отрасли благодаря процессам информационно-технологического и организационно-экономического развития современной системы товарного обращения.

Рассчитывать на всесилие "невидимой руки" саморегулирования рынка в начале XXI в. не приходится. Современный механизм хозяйствования строится на взаимодействии трех основных регуляторов: рыночного саморегулирования, государственного и негосударственного регулирования. При возрастающей роли негосударственных форм регулирования конкуренция играет роль двигателя, а государственное регулирование – стратегического ориентира развития отраслей торговли.

В процессе государственного регулирования рыночной экономики торговая отрасль рассматривается в качестве одной из крупнейших ее подсистем, ориентированных на решения социальных и общеэкономических задач, которая постоянно усложняется под влиянием стремительного развития научно-технического прогресса.

Государственное регулирование товарных рынков и торговой деятельности способствует формированию хозяйственных связей и пропорций на конкурентной основе, координированию экономических процессов и увязке частных и общественных интересов, а следовательно, цивилизованному эволюционному развитию экономики.


Современный промышленный комплекс России формировался в условиях централизованного управления экономикой. В этот период основные цели его развития устанавливались директивно. Гиперторофированный характер получила тяжелая промышленность и оборонный комплекс. Отрасли и предприятия, производящие потребительские товары развивались медленнее. Из-за нерациональной структуры экономики прирост валового общественного продукта составил в 1976-1980 гг. 4,2%, в 1981-1985 гг. - 3,3%, в 1986-1989 гг. - 2,8%. Прирост национального дохода, использованного на потребление и накопление, составил соответственно 3,3%, 3,0% и 2,8%\". Объемы производства не соответствовали потребностям, что проявлялось в дефиците товаров. Их качество значительно уступало зарубежным. Все это говорит о несоответствии системы управления экономикой потребностям общества. Вместе с тем, полностью отрицать попытки рационализации управления на основе научного подхода к формированию промышленной политики и отраслевой структуры производства было бы неверно. Так отраслевая структура производства регулировалась межотраслевым балансом. В 70-80 гг. XX века делались попытки сократить долю накопления в национальном доходе, предпринимались меры по развитию производства товаров народного потребления на оборонных предприятиях. Многое делалось по внедрению экономических методов управления и развертыванию хозяйственного расчета. Но все они не затрагивали основ централизованного управления, структуры экономики и не преследовали целей проведения радикальных мер, объективные предпосылки для которых созрели.
Вместе с тем первое десятилетие рыночных преобразований показало, что предоставленное само себе промышленное производство без государственного регулирования стагнирует. Исключение ныне составляют энергетические, сырьевые и некоторые другие отрасли, работающие на экспорт. Одновременно потребление производимых ими товаров на внутреннем рынке сократилось. Теоретически возможна структурная перестройка промышленности на основе исключительно рыночных механизмов. Однако на это потребуется достаточно длительное время. Россия по социальным и экономическим причинам не может пойти на такой вариант.
В настоящее время рыночные структуры в России не заинтересованы в долговременных инвестициях. Государственные инвестиции сократились. Идет хищническая эксплуатация созданной ранее производственной базы и природных ресурсов. Интересы крупного бизнеса не совпадают с интересами государства и общества. Поэтому структурная перестройка на рыночных условиях сначала ведет к стагнации невостребованного рыночной системой или неконкурентоспособного промышленного потенциала и затем к его медленному обновлению. Но этому препятствует недостаток инвестиций и международная конкуренция, что выражается в низких темпах развития экономики и повышения уровня жизни населения. Решение социальных проблем России требует проведения более эффективной экономической и промышленной политики.
Для сокращения периода экономической трансформации необходимо активное использование государственного регули- рования. Содержание управления промышленностью в современных условиях существенно либерализовано. Но экономические условия ее функционирования создаются государством. Оно формирует и промышленную политику. Методы государственного регулирования широко используются развитыми странами, особенно в периоды экономических спадов и кризисов. В их основе лежит разработка стратегии развития национальной промышленности, изучение внутренних и внешних рынков, эффективная с позиций государства утилизация природных ресурсов, использование и обновление технологического потенциала на основе стимулирующих экономических механизмов, и прямого финансирования крупных государственных инвестиционных программ.
Промышленное производство является основным источником создания ВВП, товарной массы для внутреннего потребления и экспорта. Доля промышленности при стабильно развивающейся экономике составляет в ВВП около 40%. В экономике СССР конца 80-х гг. она достигала около 60%. На предприятиях промышленности в период стабильного развития экономики занято, около 40% трудоспособного населения. Поэтому главная задача правительства состоит в сохранении, развитии и оказании поддержки отечественной промышленности. Исходя из объемов и роли в формировании ВВП, бюджета и занятости, в экономической политике России промышленность должна быть основным приоритетом.
Это не было соблюдено при переходе России к рыночной экономике. Перерабатывающая промышленность наиболее пострадала от экономического кризиса. За период 1990-1998 гг. спад промышленного производства составил более 60%, в том числе, в машиностроении более 80%. В 2000-2001 гг. наметилось оживление отечественной промышленности, но его темпы составляют 3,5-4% от достигнутого уровня. В 2002 г. прогнозируются темпы роста промышленности в 4%. Это составляет к уровню 1990 года около 1,5%. Если учесть масштабы экономического спада, можно утверждать, что потенциальные возможности промышленного потенциала используются недостаточно.
Промышленность России находится в таком состоянии, что ее самостоятельное возрождение невозможно. В период промышленного спада необходимы стимулирующие меры государственной поддержки и регулирования, разработка и проведение целенаправленной государственной промышленной политики, оптимально учитывающей сложившиеся экономические отношения, перспективные интересы России и участие в международном разделении труда.
Государственное регулирование (особенно сегодня) - главный фактор развития промышленности. Но выбор его направлений, оценка затрат и результатов в современных условиях должны строиться на рыночных механизмах. С их помощью необходимо реализовать принципы эффективности и увеличения объемов реализации, воспроизводственной направленности и эффективности инновационно-инвестиционной деятельности, социальных результатов и экологических ограничений.
В настоящее время система государственного управления России переходит от прямого управления к экономическим механизмам, создающим условия для самонастраиваемости производственных и реализационных процессов. В основу стратегии развития промышленности положен переход к рыночным методам регулирования, которые могут быть эффективно реализованы при соответствующей им маркетинговой концепции развития промышленности.
Основным функциональным звеном в рыночной экономике выступают промышленные предприятия. Все регулирующие воздействия призваны ориентироваться на поддержку и стимулирование их эффективной деятельности. Иными словами, государственное регулирование осуществляется для проведения общей эффективной промышленной политики на товарных рынках, для создания условий эффективного функционирования предприятий, адаптировавшихся к рыночным условиям. Оно необходимо также для селективной поддержки отраслей и предприятий товарной специализации промышленности России, создающих базу для экономического роста, удовлетворения перспективных внутренних и экспортных потребностей России в товарах и услугах. Эти потребности могут удовлетворяться непосредственно на основе производства и реализации потребляемых на внутреннем рынке товаров или через товарообмен на внешних рынках.
Национальная промышленность призвана успешно конкурировать с импортом. Для такой страны, как Россия, положительное сальдо внешнеторгового баланса должно формироваться не только на основе экспорта продукции энергетических и добывающих отраслей, но и с учетом развития экспорта продукции перерабатывающей промышленности производственного и непроизводственного назначения, втом числе, по отраслям промышленности, создающим наукоемкую продукцию.
Промышленная политика охватывает развитие всего товарного производства, но его участники находятся на различной ступени использования рыночных механизмов. Поэтому методы экономического воздействия на них должны быть неодинаковы. Для полностью адаптировавшихся к рыночным условиям необходимо создание общих экономических условий развития. Находящимся в депрессии нужна селективная поддержка в зависимости от их народнохозяйственной значимости.
Государственная долгосрочная программа развития промышленности, реализующая промышленную политику, должна осуществляться государственной комиссией при участии Министерств экономического развития и торговли, промышленности и науки, финансов. Важно также привлечь крупные промышленные корпорации и ресурсообеспечивающие производственные системы. Программа должна рассматриваться Правительством РФ и одобряться Государственной Думой, которые и осуществляют контроль за ее выполнением.

Еще по теме Государственное регулирование развития промышленности:

  1. 11.2 Межгосударственное регулирование общественной полезности транснациональных компаний
  2. Межгосударственное регулирование международных экономи-ческих отношений.
  3. 6.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  4. Государственное регулирование инвестиционной деятельности
  5. Государственное регулирование занятости и рынка труда
  6. Государственное регулирование развития промышленности
  7. Государственное регулирование устойчивого развита АПК
  8. 2. Государственное регулирование регионального развития
  9. Государственное регулирование страховой деятельности
  10. 1.1. Государственный кредит как экономическая категория. Государственное регулирование экономики и государственный кредит
  11. § 3. Государственное регулирование отношений интеллектуальной собственности

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство -

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Современная государственная антимонопольная политика, ее цели и принципы. Направления и инструменты антимонопольной политики. Определение целей антимонопольных законов в России и других стран мира. Принципы российской антимонопольной политики.

    презентация , добавлен 28.10.2014

    Региональная политика в Российской Федерации: понятия, цели, задачи, элементы, уровни. Стратегические цели социальной политики государства. Государственное регулирование проблемных регионов. Развитие федеративных отношений и роль местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2015

    Понятие и сущность государственной молодежной политики. Обоснование необходимости государственного регулирования молодежной сферы. История возникновения и управление молодежной политикой в России и Бурятии, ее основные направления и перспективы развития.

    дипломная работа , добавлен 11.07.2013

    Основные причины, цели и объекты государственного регулирования в США. Решение антимонопольных задач. Условия доступа частного капитала в регулируемые отрасли. Причины и цели политики "нового курса" Рузвельта. Законы о регулировании трудовых отношений.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2009

    Понятие, правовые основы, объекты, участники страхования. Основные сферы международного страхования. Источники регулирования страховой деятельности в России. Нормативное регулирование страхования в странах континентальной и англо-саксонской систем права.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2011

    Правовые основы государственного регулирования конкурентных отношений. Монополистическая деятельность. Недобросовестная конкуренция. Федеральная антимонопольная служба РФ. Государственная антимонопольная политика. Антимонопольное законодательство.

    контрольная работа , добавлен 30.05.2008

    Понятие естественной монополии как состояния товарного рынка, ее государственное регулирование в России. Органы регулирования естественных монополий. Правовые и государственные меры по противодействию монополизации, защита интересов потребителей.

    реферат , добавлен 17.09.2011

    Экономические отношения между производителями и потребителями энергии. Общие принципы регулирования тарифов и надбавок. Условия, благоприятствующие повышению энергетической эффективности. Особенности энергосберегающей политики Российской Федерации.

    Пояснительная записка к Контрольной точке № 3

    Определение характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

    (установление действующего процентного соотношения между рынком и планом )

    Ответ на этот вопрос должен быть сведен к заполнению Таблицы 1.

    Таблица 1.

    Первичные данные для определения характерных черт рыночной и плановой экономики в экономической системе

    Отрасль Доля отрасли в системе хозяйствования, % от ВВП Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике, % Наличие регулирования отрасли со стороны государства да / нет Описание действующей формы конкуренции в отрасли
    Агропромышленный комплекс
    Легкая промышленность
    Топливно-энергетический комплекс
    Химико-лесной и металлургический комплекс
    Строительство
    Машиностроительный комплекс
    Военно-промышленный комплекс
    Транспорт и связь
    Другие отрасли сферы услуг

    Отрасль

    Список отраслей формируется, исходя из структуры народного хозяйства конкретной экономики. Представленный список, возможно, не является полным. По ходу выполнения контрольной работы Вы должны будете сформировать свой список по отраслям на основе полученных данных об экономике.

    Доля отрасли в системе хозяйствования

    Оценка отрасли в данном случае делается на основе показателя «ВВП по секторам (отраслям) экономики». Общая логика: даны данные по объему ВВП страны (принимаем как общее для всех отраслей) ® каждая отрасль производит некий объем продукции (также дано в денежном выражении) ® далее определяем, какой процент составляет эта часть в общем объеме ВВП страны, то есть % от ВВП. Это позволит определить какое именно место (по масштабу) занимает отрасль в экономике страны.

    Преобладающий вид собственности

    Так как речь идет об оценке соотношения между рынком и планом, то есть насколько система саморегулируема (децентрализована) или централизована, то мы устанавливаем соотношение по двум формам собственности: частной и государственной. ТОЛЬКО ПО НИМ!!! Никой личной, интеллектуальной и даже общественной не должно быть в изложении, даже если Вы можете их выявить по ходу описания системы (просто оставляете их без внимания).

    Как выявить соотношение? Возможно, по отраслям будет изначально дано процентное соотношение частной и государственной собственности. Также, возможен вариант, указания процента государственных предприятий (они функционируют на базе государственной собственности) в общем объеме предприятий отрасли (тоже принимают за эквивалентный процент государственной собственности).

    Доля занятых в отрасли от общего числа занятых в экономике

    Скорее всего, будет указана численность занятых к абсолютных числах (то есть в тыс. человек). В этом случае алгоритм таков: если изначально не дана общая численность занятых в экономике, то суммируете все абсолютные величины по отраслям, то есть 100% занятых ® рассчитываете какой процент (долю) в общей численности составляет число занятых в конкретной отрасли ® после заполнения всей таблицы Вы сможете понять к какому сектору экономики относится та или иная отрасль, следовательно сможете найти, какая доля занятых приходится на частный и государственные сектора ® одна из характеристик для искомого соотношения рынок – план.

    Наличие регулирования отрасли со стороны государства

    Важно помнить, что государственное регулирование можно разделить на два вида: прямое и косвенное. При ответе на данный вопрос в таблице «да» в скобках необходимо указать вид регулирования с разъяснением. Например, да (прямое, 63% спроса в данной отрасли формируется за счет государственного заказа).

    Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование со стороны государства, при котором поведение экономических субъектов основано не на самостоятельном выборе, а на четких предписаниях государства. Они предполагают прямое подчинение предприятий государству. К числу прямых методов относят: государственный заказ (если > 25% государственного заказа в системе спроса, то отрасль уже регулируема), целевые программы, огосударствление экономики (расширение масштабов государственной собственности), управление государственной собственностью и законотворчество.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!