Краткий анализ мещанин во дворянстве. Анализ «Мещанин во дворянстве» Мольер

«Мещанин во дворянстве» - комедия-балет, созданная великим Мольером в 1670 году. Это классицистическое произведение, дополненное элементами народного фарса, чертами античной комедии и сатирических композиций эпохи Возрождения.

История создания

Осенью 1669 года Париж посетили послы султана Оттоманской порты. Турков встречали особо помпезно. Но украшения, эффектная встреча и роскошные апартаменты не удивили гостей. Более того, делегация заявила о том, что прием был скуден. Вскоре оказалось, что посетили палац не послы, а самозванцы.

Впрочем, обиженный король Людовик все же потребовал у Мольера создать произведение, где бы высмеивались помпезные турецкие обычаи и специфические нравы восточной культуры. Понадобилось всего 10 репетиций и королю была продемонстрирована пьеса «Турецкая церемония». Спустя месяц в 1670 году в конце ноября спектакль презентовали в Пале-Рояль.

Однако, талантливый драматург спустя некоторое время кардинально трансформировал первоначальную пьесу. Кроме сатиры на турецкие обычаи, он дополнил произведение размышлениями на тему современных нравов дворян.

Анализ произведения

Сюжет

Господин Журден имеет деньги, семью и хороший дом, но он хочет стать истинным аристократом. Он платит парикмахерам, портным и учителям, чтобы те делали из него почтенного дворянина. Чем больше слуги его хвалили, тем больше он им платил. Любые капризы господина воплощались в реальность, при этом окружающие щедро хвалили наивного Журдена.

Учитель танцев обучал минуэту и искусству правильно клонятся. Это было важно для Журдена, влюбленного в одну маркизу. Учитель фехтования рассказывал, как правильно наносить удары. Его обучали правописанию, философии, познавал тонкости прозы и поэзии.

Облачившись в новый костюм, Журден решил прогуляться по городу. Госпожа Журден и служанка николь заявили мужчине, что выглядит он, как шут и все носятся с ним лишь из-за его щедрости и богатства. Возникает перепалка. Появляется граф Дорант и просит Журдена одолжит тому еще немного денег, несмотря на то, что сумму долга и так довольно солидная.

Молодой человек по имени Клеон любит Люсиль, которая отвечает ему взаимностью. Госпожа Журден согласна на брак своей дочери с ее возлюбленным. Господин Журден, узнав о том, что Клеонт не дворянского происхождения, резко отказывает. В этот момент появляется граф Дорант и Доримена. Предприимчивый авантюрист ухаживает за маркизой, передавая подарки от наивного Журдена от своего имени.

Хозяин дома приглашает всех за стол. Маркиза наслаждается вкусными угощениями, как вдруг появляется жена Журдена, которую отправляли к сестре. Она понимает, что происходит и устраивает скандал. Граф и маркиза покидают дом.

Сразу же появляется Ковьел. Он представляется другом отца Журдена и настоящим дворянином. Он рассказывает о том, что в город прибыл турецкий наследник престола, безумно влюбленный в дочь господина Журдена.

Чтобы породниться Журдену нужно пройти обряд посвящения в мамамуши. Затем появляется и сам султан - переодетый Клеонт. Он разговаривает на вымышленном языке, а Ковьель переводит. Затем следует смешенная церемония посвящения, дополненная нелепыми ритуалами.

Характеристика главных героев

Журден - главный герой комедии, буржуа, желающий стать дворянином. Он наивный и непосредственный, щедрый и безрассудный. Идет напролом к своей мечте. С радостью одолжит денег. Если его разозлить, мгновенно вспыхивает, начинает кричать и скандалить.

Он верит во всесилие денег, поэтому пользуется услугами самых дорогих портных, надеясь, что именно их одежда «сделает свое дело». Его дурачат все: от слуг до близких родственников и лжедрузей. Грубость и невоспитанность, невежество и вульгарность весьма заметно контрастируют с претензиями на дворянский лоск и изящество.

Жена Журдена

Жена самодура и лжедворянина в произведение противопоставляется своему мужу. Она воспитана и полна здравого смысла. Практичная и утонченная дама всегда достойно себя ведет. Жена пытается направить своего супруга на «путь истины», разъясняя ему то, что все его используют.

Она не заинтересована в дворянских титулах, не помешана на статусах. Даже свою любимую дочь госпожа Журден желает выдать за человека равного по статусу и уму, чтобы ей было комфортно и хорошо.

Дорант

Граф Дорант представляет благородное сословие. Он аристократичен и тщеславен. Водит дружбу с Журденом исключительно из корыстных побуждений.

Предприимчивость мужчины проявляется в том, как он ловко присваивает дары влюбленного Журдена, презентованные маркизе, как свои собственные. Даже подаренный бриллиант он выдает за свой подарок.

Зная о розыгрыше Ковьеля, он не спешит предупредить друга о коварных планах насмешников. Скорее наоборот, граф сам вдоволь потешается с глупого Журдена.

Маркиза

Маркиза Доримена - вдова, представляет знатный дворянский род. Ради нее Журден обучается всем наукам, тратит немыслимые деньги на дорогие подарки и организацию светских раутов.

Она полна лицемерия и тщеславия. В глаза хозяина дома она говорит о том, что он понапрасну столько потратил на прием, но в то же самое время с удовольствием наслаждается деликатесами. Маркиза не прочь принять дорогие подарки, но при виде супруги своего ухажера, притворяется смущенной и даже обиженной.

Возлюбленные

Люсиль и Клеонт - люди нового поколения. Они отличаются хорошим воспитанием, умны и находчивы. Люсиль любит Клеонта, поэтому узнав о том, что ее будут выдавать замуж за другого искренне противится.

Юношу действительно есть за что любить. Он умен, благороден по манерам, честный, добрый и любящий. Он не стыдиться своих родных, не гонится за призрачными статусами, открыто заявляет о своих чувствах и желаниях.

Комедия отличается особо продуманным и четким строением: 5 действий, как того и требуют каноны классицизма. Одно действие не перерывается второстепенными линиями. Мольер вводит в драматическое произведение балет. Это нарушает требования классицизма.

Тема - свихнутость господина Журдена на дворянских титулах и благородстве. Автор критикует в своем произведении аристократический лад, унижение буржуазии перед классом, который якобы господствует.

Главный герой комедии «Мещанин во дворянстве», написанной Ж.-Б. Мольером в 17 веке, богатый мещанин Журден, рабски преклоняется перед дворянскими титулами и светскими манерами. Он попадает в смешные положения, подражая образу жизни знати. Проходимцы, а затем и близкие пользуются его слабостью.

Главная цель господина Журдена – получить привилегии вместе с дворянским титулом. Поэтому он стремится любыми путями попасть в высшее общество, делая все, чтобы быть одетыми, как они, так же разговаривать, проводить время. Он нанимает учителей, собираясь брать уроки танцев, музыки и фехтования, заказывает себе модную одежду, не обращая внимания, как нелепо выглядит в ней. Заводит дружбу с графом Дорантом и маркизой Дорименой, разыгрывает роль поклонника маркизы, заказывая в ее честь балетные представления и серенады. Журден согласен выполнять любые, даже самые глупые, советы.

Журден наивен, верит и маркизе, и графу Доранту, влюбленному в нее. Граф выманивает у него деньги, льстит при этом, делает комплименты, и Журден воспринимает всё всерьез. Учителя над ним смеются. Жена Журдена это видит и просит его не тратить зря деньги, но он ее не слышит и продолжает настаивать на своем. Журден считает, что деньги помогут ему в осуществлении цели. Он старается отмежеваться от своего класса. Свою дочь Люсиль Журден хочет выдать замуж только за дворянина, хотя она любит другого человека – Клеонта. В отличие от мужа жена Журдена предпочитает собственный круг, где может чувствовать себя независимым и достойным человеком.

Журден смешон и глуп, но этого не понимает. Он не испытывает желания учиться. Учителя ему нужны не для того, чтобы получать знания. Он всего лишь делает так, как это бывает в домах просвещенных людей. Мания величия героя растет по мере развития действия комедии.

С симпатией Мольер изображает только слуг – Николь и Ковьеля. Они придумывают хитрость: удовлетворяют желание Журдена, будто бы посвятив в дворянский сан, и устраивают женитьбу Люсиль с Клеонтом. Журден принимает розыгрыш за чистую монету. Таким образом, он остался ни с чем, что и заслужил своей глупостью, неуклюже подражая чужому образу жизни.

Мольер высмеивает в пьесе дворянство и осуждает стремление купца к дворянским манерам, показывая его в сатирическом образе. Автор тем самым хочет сказать, что в жизни важны ум, честь и достоинство, которые не купить ни за какие деньги, а знания и манеры не продаются.

Вариант 2

Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

Но так как Журден по своей натуре глуп, не образован, ни знает никаких манер и правил поведения в обществе. Ему это не удаётся. Даже служанка просит его прекратить попытки стать дворянином, а жена просит не одевать вещи для аристократов, которые ему совсем не идут.

Купец Журден хочет стать за несколько дней образованным, воспитанным и иметь все признаки аристократии. Аристократ Дорант всеми силами пытается забрать состояние купца себе. Этим поступком автор показывает истинное лицо аристократии.

Журден готов половину своего состояния отдать лишь бы стать дворянином, от своего происхождения он отказывается. Носит туфли и чулки, которые ему абсолютно не идут. Пытается вести светские беседы, но из этого ничего не выходит. Так как сам по себе купец не имеет образования, ни манер и еще ко всему и умом Бог его обделил.

Благодаря приличной сумме денег, которую он заработал, хочет получить образование за пару дней. Но ни музыка, ни философия ему в этом не помогают. Кроме этого он пытается учиться танцам и манерам аристократии. Но за короткий промежуток времени этого добиться, не получиться. Ведь люди высших слоев общества учатся этому с самого рождения.

На примере купца Журдена автор высмеивает всех разбогатевших людей, которые заполучив приличные суммы денег, приравнивают себя к высшим кругам общества. И хотят стать аристократией, но это у них не получается. Ведь ни манер, ни образования у них для этого не хватает.

Журден хотел любым способом угодить аристократии и на одном из приемов согласился на обряд, где его приняли в члены не существующего в реальной жизни общества. Вот ещё одно доказательство того, чтобы понравиться и влиться в высшие слои общества люди согласны на что угодно.

Желая стать частью высшего общества, купец занимает много денег графу Доранту, по его же совету заводит себе возлюбленную, дарит ей дорогое украшение. Но граф передавая украшение ничего, не упомянул о купце, кроме этого приглашение на обед и балет тоже приписал себе.

Журден выглядит нелепо и неуклюже на фоне настоящего графа и графини, он просто как клоун из уехавшего цирка. Граф Дориант и его возлюбленная выглядят внешне как аристократы, но в душе они далеко не благородные люди.

В главном герое данного произведения автор показывает насколько может быть глуп, и не отёсан богатый человек. Ведь имея состояние, за него не купишь ни образование, ни ум, ни знания. Пытаясь попасть в высшее общество, просто подражая аристократам и соря деньгами.

Ведь видно невооруженным глазом, где аристократ, а где обычный человек более низкого сословия. Так как благородные черты не купишь за деньги. Все манеры и воспитание даётся человеку из окружения, в котором он вырос, и изменить их почти невозможно.

В итоге главный герой бросает затею с этим переходом во дворянство и возвращается в сферу своего обитания и продолжает жить как раньше.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина сочинение

    Основными персонажами произведения являются живущие по соседству Иваны, одного из которых именуют по отчеству Семеновичем, а второго просто Иваном, Ивашкой.

  • Образ и характеристика Ефима Изварина в романе Шолохова Тихий Дон сочинение

    Мужчина является донским казаком, служащим в должности офицера. Осенью 1917 года судьба сводит его с главным героем Григорием, они становятся сослуживцами и служат в одном полку.

  • Однажды мы отправились с родителями и с моим братом за грибами. Погода была великолепной, светило солнышко, пели птички, и трава была сочной и зеленой. У меня было отличное настроение и мне хотелось бегать по лесу и собрать больше всех грибов.

  • Сочинение Примеры верности из литературы

    Тема верности очень актуальна для литературы. Верность в литературных произведениях разбирается в разном контексте. Поднимались темы верности в любовных и дружеских отношениях, верность к отчизне.

  • Сочинение Злоумышленник по рассказу Чехова 7 класс

    Рассказ Антона Павловича Чехова "Злоумышленник" представляется мне не как поучительная история, а как типичная юмористическая миниатюра тех лет. Автор изображает рядовую ситуацию, которая случается в российской провинции тех лет

«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет Ж.-Б. Мольера. Буквальный перевод заглавия — «Буржуа-дворянин». Написана в 1670 году. Первое представление пьесы состоялось 14 октября того же года в замке Шамбор. В том же году в парижском театре «Пале-Рояль» главную роль сыграл сам Мольер. Комедия была написана по заказу Людовика XIV, пожелавшего высмеять на сцене турецкие придворные ритуалы. Причиной королевского каприза стало оскорбление, нанесенное Королю-Солнцу турецким посланником, заявившим, что конь его султана более украшен драгоценностями, чем французский монарх. Людовик выслал дерзкого турка из королевства, а сам насладился утонченной местью, созерцая «турецкую церемонию», представленную в самом комическом ключе.

Сюжет комедии о незадачливом торговце тканями, возмечтавшем обрести дворянское достоинство, имеет фарсовые корни, как и многие другие создания Мольера. А сам герой относится к той группе мольеровских персонажей, которые, будучи одержимы манией, обнаруживают способность жить в воображаемом мире, не замечая требований и законов реальности. Таковы Като и Мадлон («Смешные жеманницы»), Арган («Мнимый больной»), Оргон («Тартюф») и т.д. Как и все мольеровские фантазеры и причудники, господин Журден, герой «Мещанина во дворянстве», подвергается суду, исходя из главного принципа комедийного жанра — утверждения реальных, земных, преимущественно социальных ценностей.

Комедийный жанр не знает благоговения, и «высшее общество», куда стремится Журден, обнаруживает свое родство с миром лавочников, из которого пожилой торговец «взлетает» к заповедным горним высям «высокого вкуса и изящного обхождения». Здесь также считают деньги и плутуют. Это ясно читателю и зрителю, лишь господин Журден до самого конца комедии пребывает в счастливой убежденности, что причастился «высшей реальности».

Неуклюжий буржуа, примеряющий на себя этикет дворянства, оказывается в пьесе своего рода зеркалом, отражающим и лишенную творческого духа буржуазную манеру жить, и избыточно орнаментированный, жеманный лживый стиль аристократии.

Рядом с социальной темой в комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера ведется серьезный разговор об игровом пространстве человеческого бытия, о функциях игры, наполняющей жизнь общества. Так, герой господин Журден концентрирует в своем комическом бытии по крайней мере три образа игры: он выступает как актер, пробующий вожделенную роль аристократа, как игрушка пользующихся его маниакальной жаждой «перемены участи» домочадцев и прихлебателей и как катализатор игровой активности молодых героев пьесы, получающих с помощью шутовского спектакля вполне реальные блага. При этом знаменитая комедия-балет поначалу не выглядит ни загадочной, ни изобилующей смысловыми планами. Обманчиво рационалистичный, прозрачный мир мольеровских драматургических конструкций обнаруживает неожиданную многозначность, как только в поле зрения исследователя попадает вопрос стилевой ориентации драматурга. Дух двусмысленного таинства игры, преображающей мир человека, пронизывает все слои мольеровского творения, демонстрируя его барочную природу.

Кульминацией комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера и «апофеозом» героя оказывается шутовская «турецкая церемония», сочиненная Клеонтом и Ковьелем и призванная «посвятить» в дворянство легковерного Журдена. «Посвятительные обряды», бурлескные «инициации» не однажды появляются у Мольера. Журдена посвящают в «мамамуши», а мнимого больного из одноименной пьесы — в бакалавры медицины. Здесь нетрудно увидеть пародийное начало, характерную для Мольера иронию по отношению ко всем формам социальных игр подобного рода. Однако за очевидным сатирическим пафосом, с которым комедиограф разоблачает одну за другой человеческие иллюзии, просвечивает трепетное удивление младенческой доверчивостью Журдена, сочувствие способности пожилого торговца на старости лет понять, что всю жизнь «говорил прозой», способности увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии. Так, в издевательской инсценировке «посвящения в мамамуши» различимы контуры сакральной пародии, которая вовсе не отменяет святости пародируемого, но на свой лад утверждает ее. Бедный мещанин, взыскующий «высшей реальности» и ищущий ее знаков на земле, подражая манерной речи аристократов и их танцевальной пластике, нелеп и смешон. Однако именно он, а не его здравомыслящие домочадцы и аристократы-прихлебатели, способен воспарить в волшебных пространствах мечты, преодолевая размеренность рачительной жизни. Журден взаправду окунулся в атмосферу завораживающих заклинаний, нездешних ритмов и непременных для неофита болезненных испытаний. М.А. Булгаков в 1932 г. написал комедию «Полоумный Журден», в которой фантасмагория финала обнажает мольеровский театральный мистицизм. Игра может всё: обмануть и осчастливить, выстроить в обыденности сияющий замок грезы и сделать рабом ложных ценностей, костюмированных кумиров.

На русской сцене «Мещанин во дворянстве» впервые был поставлен 25 января 1756 г., став в дальнейшем непременной частью российской мольерианы.

Комедия-балет «Мещанин во дворянстве» – смелый и очень удачный литературный эксперимент Мольера, который пользуется неизменным успехом у читателей на протяжении нескольких сотен лет. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, которой будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В «Мещанине во дворянстве» анализ включает в себя раскрытие темы, описание композиции, жанровой принадлежности и истории создания произведения.

Краткий анализ

Год написания – 1670 год.

История создания – Произведение написано по приказу короля Людовика, который хотел высмеять турецкие обычаи. Это желание было связано с неудачным и крайне унизительным приемом посланников-самозванцев турецкого султана.

Тема – Разоблачение социальных и человеческих пороков, показанное сквозь призму поведения богатого буржуа, возжелавшего стать дворянином.

Композиция – Пьеса состоит из пяти актов, в каждом из которых Журден попадает в нелепые ситуации, не понимая, что виной тому - его собственные амбиции.

Жанр – Пьеса. Социально-бытовая комедия-балет.

Направление - Классицизм.

История создания

Осень 1669 года ознаменовалась для столицы Франции приездом «высоких» гостей - послов султана Оттоманской империи. Король Людовик XIV хотел удивить их невероятно помпезным приемом, однако это ему не удалось: ни эффектная встреча, ни роскошное убранство апартаментов и богатство украшений не смогли тронуть турков.

Более того, делегация надменно заявила, что королевский прием на удивление скуден и жалок. Впоследствии выяснилось, что это были самозванцы, но удар по королевскому самолюбию был нанесен очень сильный. В качестве своеобразной мести Людовик потребовал от Мольера написать комедию, в которой бы самым жестоким образом высмеивались турецкие обычаи.

Талантливому драматургу потребовалось совсем немного времени, чтобы поставить в королевском театре пьесу под названием «Турецкая церемония». Мольер продемонстрировал свое детище королю, но вскоре кардинально переделал его, дополнив высмеиванием дворянства. Так на свет появилась пьеса «Мещанин во дворянстве».

Тема

Мольер всегда имел славу прекрасного комедиографа, который на протяжении всего творческого пути следовал собственному принципу – исправлять людей, развлекая их. Не изменил он себе и в произведении «Мещанин во дворянстве», центральной темой которого стало высмеивание обычного буржуа, решившего во что бы то ни стало стать заправским аристократом.

Идея написания подобного произведения была вызвана насущными в те времена проблемами в социуме, когда обнищавшая аристократия была вынуждена принимать в свои ряды зажиточных мещан, стремившихся приобрести дворянский титул за большие деньги.

Уже с первых минут знакомства с главными героями читатель приходит к выводу, насколько абсурдной является эта затея. Обеспеченный и весьма неглупый буржуа по имени Журден становится жертвой собственных амбиций, когда решает стать дворянином. Он нанимает учителей по различным дисциплинам, чтобы «дотянуть» до высокого уровня образованной знати, потратив на это минимум времени. Однако в своем стремлении стать истинным аристократом Журден выставляет себя посмешищем, поскольку его истинная сущность никоим образом не меняется.

Так автор подводит читателя к основной мысли произведения - невозможно стать тем, кем ты не являешься на самом деле. Зрелый мужчина, сумевший сколотить приличный капитал честным трудом, показывает себя настоящим глупцом, позволяя ловким преподавателям вытягивать из своего кармана деньги. Смысл своей жизни он видит только в том, чтобы приобрести заветный дворянский титул, и в итоге он получает его - бутафорское звание турецкой аристократии.

Так автор показывает, что излишнее тщеславие становится большой преградой на пути к заветной цели. Невежество и неуклюжее подражание чужеродному образу жизни и культуре выставляют главного героя в комическом свете, делая его похожим на ворону в павлиньих перьях.

Композиция

Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» вся соткана из комических эпизодов и забавных ситуаций, каждая из которых детально описана в отдельном акте:

  • в первом акте главный герой становится жертвой откровенной лести учителей музыки и танцев;
  • во втором акте штат наставников Журдена увеличивается, и каждый из учителей стремится доказать ценность и необходимость своего предмета для истинного аристократа;
  • третий акт наглядно демонстрирует, насколько глуп и слеп в своем тщеславии Журден, позволяющий своему мнимому приятелю Доранту тянуть из себя деньги;
  • в четвертом акте разыгрывается турецкий фарс, необходимый для посвящения Журдена в ряды несуществующей аристократии;
  • в пятом акте Журден, пребывающий на седьмом небе от счастья из-за исполнившейся заветной мечты, дает разрешение на брак своей дочери и служанки.

Главные герои

Жанр

Поскольку Мольер творил в век классицизма, это обязывало его придерживаться основных канонов этого литературного направления и соблюдать триединство в действии, месте и времени. И это ему в полной мере удалось, поскольку действие сюжета происходит в течение одного дня, в доме господина Журдена и основная сюжетная линия не прерывается второстепенными действиями.

Однако Мольер, писавший по строгим правилам классицизма, все же отошел от него в сторону реализма. Чтобы наглядно подчеркнуть всю нелепость и убогость богатых выскочек, желающих прорваться в привилегированные слои общества, он создал принципиально новый жанр - комедию-балет . При этом ему удалось избежать жанрового конфликта, и пьеса вышла удивительно гармоничной.

Примечательно, что балетные номера не только не ущемляют реализма описываемых событий, но еще больше подчеркивают суть пьесы, в полной мере раскрывая ее проблематику. В результате произведение получилось настолько ярким и необычным, что на протяжении многих лет является одной из самых популярных пьес во всем мире.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 515.

>Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве

Главная мысль

В своем произведении «Мещанин во дворянстве» французский комедиограф Мольер поднял актуальную в то время проблему - попытку зажиточных буржуа занять место обнищавшей аристократии. За свои деньги многие господа могли купить дворянский титул, но сменить свою сущность они не могли. Так и в случае с главным героем комедии - господином Журденом . Его отец был купцом, но он предпочитает это скрывать. Сам он груб, неотесан и необразован, но надеется приблизиться к светскому обществу, надев маску дворянина. Для этого он нанимает целую армию работников. Над ним работают портные, парикмахеры, учителя, музыканты, чтобы сделать из обычного мещанина «породистого» аристократа, но результаты оставляют желать лучшего.

Одержимость Журдена приносит много хлопот и неприятностей его домочадцам: здравомыслящей госпоже Журден , дочери Люсиль . Однако работники только и рады выманивать деньги у простодушного буржуа, который готов заплатить за то, что похвалят его халат или назовут его «Ваша светлость». Добротой Журдена пользуется не только прислуживающий персонал, но и сами аристократы. Так, например, он заводит дружбу с графом Дорантом , который часто занимает у него деньги и не возвращает. Его долг все растет, а Журден лишь радуется, что у него в друзьях настоящие дворяне. Неуемно щедро он ведет себя и по отношению к вдовой маркизе Доримене . Он осыпает ее подарками и вниманием, в то время как хитрый Дорант приписывает все эти растраты себе. В конце комедии именно ему отдает предпочтение Доримена.

В своей погоне за титулом, Журден чуть было не помешал счастью собственной дочери. Когда возлюбленный Люсиль пришел к нему просить ее руки, он сразу же ему отказал, так как молодой человек был не дворянских кровей. Госпожа Журден пыталась вразумить супруга, напоминая, что они и сами из мещанского сословия, но он и слышать об этом не хотел. Однако у этой комедии счастливый конец. При­ помощи своего верного слуги Ковьеля, Клеонт все же добился руки Люсиль. Не последнюю роль в этом сыграло именно тщеславие Журдена. Ковьель рассказал ему, что он является бывшим другом его покойного отца, который, по его словам, был истинным дворянином. После этого Журдену можно было рассказывать, что угодно и он всему охотно верил. Так он поверил и в то, что переодетый Клеонт сын турецкого султана. За такого человека он без сомнений отдал свою дочь. Развязкой комедии стали две свадьбы.

В сатирической комедии Мольера проглядывают и черты классической итальянской комедии дель арте. Недаром герои носят маски, не совпадающие с их сущностью. Журден хочет казаться дворянином, хотя не является таковым ни по происхождению, ни по воспитанию. Ковьель предстает перед ним турецко-поданным, Клеонт - сыном турецкого султана. Дорант врет Доримене, что он богат как буржуа. Да и сама Доримена не так идеальна, как может показаться на первый взгляд. Всякий раз, принимая дорогие подарки, она с жеманством корит Доранта в растратах. Вместе с тем, в этом произведении есть и отступление от классической комедии. В нем язык приближен к народному, а также проглядывает дополнительная линия любви слуг.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!