Образ Тараса Бульбы в повести "Тарас Бульба". Характеристика произведения

Любовь к Родине является главной темой повести Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба», впервые изданной в 1835 году, а затем вышедшей во второй редакции в 1842-м. В произведении храбрые запорожские казаки отважно сражаются за честь своего народа, свою свободу и православную веру.

Именно идеей единства жителей Малороссии в борьбе с иноземцами (татарами и поляками) проникнута повесть писателя. Поэтому важное место в ней занимает конфликт, в центре которого оказывается главный герой произведения - рьяный защитник Родины Тарас Бульба и его младший сын - отступник и изменник Андрий .

В образе Тараса Бульбы собраны характерные черты типичного представителя того времени. Это старый казак, не раз бывавший во многих сражениях. Военное искусство стало жизнью для героя, и он уже не мыслит себя вне поля боя. Поэтому Бульба отправляется вместе со своими сыновьями - Остапом и Андрием на Запорожскую Сечь, а затем выступает в походе против поляков.

В сражении Тарас Бульба демонстрирует небывалую отвагу и доблесть: он храбро «рубится и бьется» наравне с молодыми и «сыплет гостинцы тому и другому ляху на голову». Отважно сражаются вместе с отцом на поле битвы и его сыновья, объединенные общей идеей и любовью к Родине.

Но вот в произведении наступает переломный момент. Случается это тогда, когда Андрий получает весть от девушки, в которую он встретил и полюбил еще два года назад, во время учебы в Киевской академии. Это известие вновь пробуждает в пылком и романтичном юноше нежные чувства к прекрасной полячке, и он, позабыв обо всем на свете, вытаскивает мешок с провизией из-под головы старшего брата, и идет на встречу с ней. С этого момента и начинается страшное предательство Андрия: поддавшись своим чувствам, он переходит на сторону противника и становится изменником Родины.

Трагедия этого юноши заключается не только в том, что он оказался слабовольным и не смог противостоять соблазну быть с красивой девушкой, но и в том, что он не знает, как жить по-другому. Андрий искренне любит свою Родину, но Родина для него там, где его сердце, а оно сейчас вместе с «панночкой».

Конечно же, совсем другое представление о Родине и о своем долге перед ней у Тараса Бульбы и Остапа. Казакам никогда не понять Андрия, поскольку им чужды его душевные терзания. Они привыкли мыслить холодно и рационально. Долг и честь для них - это непустые слова: Тарас Бульба и Остап готовы отдать жизнь за свои земли и свой народ.

Именно поэтому, когда оба этих казака по очереди попадают в плен к полякам, они ведут себя очень достойно и до последнего остаются верными своим идеалам. Остап стоически выносит «адские муки» во время казни, и его единственным желанием является лишь присутствие отца, который мог бы одобрить поведение молодого человека. Сам Тарас Бульба во время того, как поляки готовят ему костер, думает лишь о том, как помочь своим братьям-казакам спастись, и кричит им, чтобы они бежали к реке.

Всю силу любви к Родине мы видим в последних словах казака Бульбы. Он говорит противникам о том, что придет время и они узнают, что такое православная русская вера, так как «подымается из Русской земли свой царь, и не будет в мире силы, которая бы не покорилась ему».

Разделы: Литература

Урок проводится по учебнику для 7-х классов общеобразовательных учреждений, Москва "Просвещение", автор-составитель В.Я. Коровина с использованием интерактивной доски или проектора, текста повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", тетради.

Тема урока: "Остап и Андрий в бурсе. Степь как образ Родины в повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба".

Цели урока:

  • показать формирование характеров Остапа и Андрия в бурсе;
  • показать степь как образ Родины;
  • пробудить чувство любви к Родине, восхищение красотой природы,
  • развивать умение давать монологический ответ на поставленный вопрос;
  • развивать умение анализировать эпизод и объяснять его место в сюжете произведения;
  • развитие устной речи: использовать в речи различные средства выразительности.

Ход урока

Учитель. Братья росли, и в 12-летнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это, очевидно, было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся связи с миром, богаче и разностороннее представления о нем. Время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это время взросления, переход от подростка к юноше, когда активно идет процесс формирования личности, становления характера, начинают определяться нравственные критерии, когда вот-вот встанет вопрос: кем быть? Каким быть? Какие нравственные качества нужно в себе выработать, чтобы стать настоящим человеком?

Центральный вопрос нашего урока: В какой мере бурса способствовала или, наоборот, мешала их правильному формированию и что делали в этом направлении сами Остап и Андрий?

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Какими вы представляете условия жизни в бурсе?"

Вывод: Бурса - особый мир, во многом страшный. Отупляющая и оглупляющая "долбня" сочеталась с культом грубой силы. Плохое "содержание", частые наказания голодом, беспрестанная порка ("припарки") рождали в бурсаках предприимчивость, сообщали их характерам твердость.

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Остап в бурсе".

Прослушав сообщение, учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод: Сложные взаимоотношения сложились у Остапа с бурсацкой наукой. Уже в бурсе у Остапа проявляются такие качества, как упорство, целеустремленность. Остап - надежный товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Он не подведет, не выдаст, всегда придет на выручку. Его любят, уважают, охотно слушаются. Он простой, без лукавства и хитрости. Из него выйдет настоящий боевой казак, девизом которого станут "война и пиршество".

Проверка домашнего задания.

Устное сообщение на тему: "Андрий в бурсе".

Учитель. Особо нужно отметить слова Гоголя о живости и большей развитости чувств у Андрия. Не одна жажда подвига владела им - его волновала жажда любви, что необычно в то бранное время, когда женщина была "каким-то странным существом в этом сборище безжизненных рыцарей". Обратить внимание на то, каким потрясением было для впечатлительного и пылкого юноши представшее перед ним видение: "Он оторопел. Он глядел на нее, совсем потерявшись, рассеянно обтирая с лица своего грязь, которою еще больше размазывал".

Учитель. Итак, каков же Андрий в бурсе?

Учащиеся записывают вывод в тетрадь.

Вывод. Учился без напряжения, охотно и легко. Отличался изобретательностью и живостью характера. Умел увертываться от наказания. Жаждал подвига, отличался безумной смелостью, большой физической силой, вспыльчивостью, гордым нравом. Не сносил оскорбления. Больше, чем у Остапа, развито чувство прекрасного. Жажда любви, внутренняя неудовлетворенность, желание чего-то неизведанного отдаляет от товарищей. Был потрясен встречей с полячкой, думает о ней беспрестанно. Именно здесь кроется завязка той драмы, которая закончилась трагической и позорной смертью Андрия.

Вывод. Мужествен, силен, ловок, полон отваги. Но человек неустойчивый, пребывает в каком-то смутном ожидании, в общении с окружающими больше личностного, субъективного. Привлекает пылкость чувств, неотразимое юношеское очарование. Настораживает отъединенность от товарищей. Его жизненный путь - не обычный путь казака.

Учитель. Следующий этап в изучении образов Остапа и Андрия - их жизнь в Запорожской Сечи, когда окончательно складываются их характеры. Сбылась самая большая мечта их жизни. Не такой уж долгой была дорога в Сечь, но они запомнили эту дорогу, наверное, на всю жизнь.

Описание степи читает подготовленный ученик.

Учитель. Найдите в тексте слова, которые передают богатство чувств Гоголя, его отношение к степи.

Вывод: любование и любовь, восхищение и изумление - чувства, которые переполняют душу автора.

Учитель. В чем видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение?

Учитель. Какой вид искусства напоминает пейзаж?

Вообразите себя художником, который на основании описания Гоголя рисует большое полотно - степь днем.

Учитель. Что должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой, и неба над степью?

(Образ моря, океана)

Учитель. Подтвердите это текстом.

Учитель. Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?

(Буйством красок, пестротой, яркостью)

Учитель. Проследите по тексту, как меняется степь вечером и ночью самостоятельно.

Учитель. Найдите в тексте два понравившихся образа и объясните их.

Учитель. Каких людей, какие характеры должна была породить степь?

Вывод. Образ степи для Гоголя - это образ Родины. Ради нее казаки и совершают свои подвиги и, если надо, умрут, защищая ее. Привольные, бескрайние степные просторы помогают понять характеры запорожцев. В такой степи могут жить лишь мужественные, сильные, смелые, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем. Степь - Родина героев, богатырей-запорожцев.

Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи.

Вывод. Этим вопросом открывается тема подвига в повести Гоголя, тема служения Отчизне.

Образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в "подлую собаку".

С образом степи и образом казаков неразрывно слит образ Запорожской Сечи, бесконечно близкой и дорогой казакам.

Домашнее задание.

Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2 главе (по выбору: степь днем, вечером, ночью).

Рассказать о нравах и обычаях Запорожской Сечи. Ответить на вопрос: почему Гоголь относился к ней восторженно?

Тарас Бульба". Глава 2.
"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!"
Художник А. Герасимов. 1952

Урок второй

«Бранное, трудное время…». Степь как образ родины в повести Гоголя.

Цель : создать условия для развития нравственно- эстетических представлений учащихся в ходе выявления значения образа степи как образа родины в повести.

Задачи:

- воссоздание картины эпохи, изображенной в повести; выявление качеств характера героев и обстоятельств, оказавших влияние на их становление;

Формирование навыка анализа эпического произведения, выразительного чтения и пересказа, работы с текстом, чтения по ролям;

Развитие нравственно-эстетических вкусов учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

Осознают понятия «художественный образ», «пейзаж в художественном произведении»,

Распознают художественно-изобразительные средства, выделяют зрительные и слуховые образы в художественном тексте,

Выразительно воспроизводят текст.

Метапредметные:

Оценивают результаты своей – чужой деятельности, анализируют собственную работу, планируют свои действия; определяют цель учебной деятельности в сотрудничестве с учителем;(регулятивные УУД)

Умеют определять цель учебной деятельности, слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, умеют с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли; (коммуникативные УУД)

Умеют группировать и систематизировать материал, ориентируются в тексте, находят нужную информацию, умеют выдвигать гипотезы и планировать деятельность; (познавательные УУД)

Личностные:

Соотносят свое понимание родины с трактовкой писателя,

Осознают понятие «родина» как эмоционально-художественный образ

Оборудование: иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы», видеопроектор, компьютер.

ХОД УРОКА

    Обращение к домашнему заданию. Чтение эпизода встречи Тараса с сыновьями по ролям.

    Лексическая работа.

Учащиеся перед уроком знакомятся с содержанием плаката (толкование непонятных слов), вывешенного на стенде «Сегодня на уроке», и задают вопросы подготовившему его ученику.

3. Анализ первой главы повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

О чем свидетельствует внутреннее убранство хаты Тараса Бульбы?

* Выразительное чтение от слов «Все было чисто, вымазано цветной глиною... » до слов «… и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом ».

Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки; различные предметы на стенах, по полкам и углах – о полной мужества и доблести бранной жизни хозяина.

Какие предметы времени проявляются в описании отношения Тараса к жене?

*Выразительное чтение эпизода от слов « В самом деле, она была жалка…» до слов «…в этом сборище безжизненных рыцарей, на которых разгульное Запорожье набрасывало суровый колорит свой».

Высшей ценностью для мужчины той эпохи были бранные подвиги. Время требовало твердости и даже жестокости, порой несовместимых с нежными чувствами к жене, детям, к родному дому.

*Чтение по ролям эпизода от слов «А поворотись-ка, сын! Экий ты смешной какой!»

Слов «Козак не на то, чтобы возиться с бабами».

Что является главным достоинством настоящего казака? Почему встреча отца и сыновей после долгой разлуки обернулась потасовкой?

Для Тараса Бульбы и Остапа физическая сила и способность к поединку – достоинство первостепенное («… что за человек ты в кулаке!»).

Какими предстают Остап и Андрий в этой сцене?

Остап не может терпеть насмешки Тараса. Чувство собственного достоинства, готовность постоять за себя побуждают его проучить обидчика.

Внутреннее состояние Андрия в этом эпизоде неясно. Мы отчетливо видим его позу: «Что стоишь и руки опустил?» Тарас дразнит его (« Что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?»), называет его « мазунчиком».

Какие чувства испытывает Андрий в этот момент?

Продолжите ряд слов: волнение, страх…

Как раскрывается характер Андрия в этом эпизоде? Почему он не откликнулся на поддразнивания Тараса?

Андрий –натура нервная, чуткая, впечатлительная. Драка в счастливый момент встречи кажется Андрию неуместной. Поднять руку на Тараса не позволяет ему уважение к отцу. Андрий уже в этом эпизоде обособлен, замкнут.

Сопоставление иллюстрации Т. Г. Шевченко «Встреча Тараса с сыновьями» и П. П. Соколова «Возвращение из бурсы».

На рисунке Т.Г. Шевченко Тарас добродушно - ироничен, задирист, притворно изумлен, даже артистичен: он внешне являет собой фигуру весьма колоритную. Остап угрожающе засучивает рукава, отнюдь не собираясь прощать обиду; огорченная мать робко стоит в стороне, с упреком и мольбой смотрит она на Тараса. На иллюстрации П. П. Соколова изображена потасовка между отцом и сыном в разгаре; разошедшийся Тарас приглашает принять в ней участие и младшего сына; мать обнимает Андрия, со страхом и укоризной глядя на мужа.

Встреча отца с сыновьями характерна для того « бранного, трудного времени, когда начали разыгрываться схватки и битвы на Украине », и является как бы своеобразной прелюдией к произведению

В чем проявляется внутреннее сходство между Остапом и Тарасом?

Решительность, открытость, искренность в проявлении чувств свойственны и отцу, и сыну.

Почему Тарас так пренебрежительно относится к книжкам, букварям, «философиям», хотя его замечания выдают в нем человека образованного?

Воинская отвага и доблесть для него выше интеллектуальных занятий и страсти к познанию.

Как характеризует героя его приказ принести к столу не пампушек, а всего барана, «медов сорокалетних», чистой горелки побольше, чтобы «играла и шипела, как бешеная»?

Герой не признает полумеры ни в чем. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя-богатыря.

Как раскрывается характер Тараса в авторской характеристике?

* Выразительное чтение эпизода от слов «Тарас был один из числа коренных, старых полковников…» до слов «Когда враги были бусурманы и турки, против которых он считал во всяком случае позволительным поднять оружие во славу христианства».

Лексическая работа

- Какое значение приобретает в данное характе ристике слово коренной?

Характер героя складывается в постоянной борьбе не только за собственную честь, но и за достоинство тех, кто нуждается в защите. В такой борьбе не может быть компромисса, она требует умения не давать никому пощады, принимать жесткие решения.

Почему Тарас принимает решение ехать в Сечь вместе с сыновьями?

*Выразительное чтение эпизода: « Он сначала хотел было отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул воинский дух его, и он на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля».

Воинский дух силен в старом Тарасе. Хотя он резок, крут, упрям, его поступки иногда граничат с самодурством, но Тарас любит родную землю, ценит людей мужественных, смелых и отважных и стремится участвовать в общем деле.

*Выразительное чтение эпизода от слов « Бурсаки вдруг преобразились…» до слов «… они были хороши под черными бараньими шапками с золотым верхом».

Как отзываются герои на слезы матери?

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

Обращение к домашнему заданию . Зачитываются предложения, в которых особо подчеркнуто чувство матери при расставании с сыновьями.

« Одна бедная мать не спала».

«Она глядела на них вся, глядела всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

«И слезы остановились в морщинках, изменивших ее когда-то прекрасное лицо».

«Она сидела в головах милых сыновей своих, ни на минуту не сводила с них глаз своих и не думала о сне».

«Она со слезами готовила все, что нужно к завтраку…»

«Бедная мать! Она как увидела их, она и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».

«Мать, слабая как мать, обняла их, вынула две небольшие иконы, надела им, рыдая на п

«Она схватила его за стремя, она прилипнула к седлу его и с отчаяньем во всех чертах не выпускала его из рук своих».

«Она со всею легкостью дикой козы, несообразной ее летам, выбежала за ворота…»

Назовите глаголы, предающие переживания матери в первой главе повести. Охарактеризуйте чувства героини.

Не спала, превратилась в одно зрение, терпела, не сводила глаз, не могла промолвить слова, выбежала за ворота…

Глубокое страдание, боль, отчаяние, беспомощность испытывает бедная женщина, расставаясь с сыновьями. Душа ее полна страшных предчувствий, но остановить беду не в силах. Законы того времени не позволяли женщине перечить мужу.

Прочитайте выразительно отрывок от слов «Одна бедная мать не спала…» до слов «…он задумал оттого так скоро ехать, что много выпил». Проследите, как стилистически выделено местоимение «Она».

Местоимение «она» открывает предложения, в которых передано описание чувств героини. Автор не называет имени матери, что делает образ максимально обобщенным. Участь матери в повести – это доля всех матерей того времени.

    Степь как образ родины в повести Гоголя.

Обращение к домашнему заданию. Выразительное чтение описания степи.

Чтение фрагментов, в которых переданы краски степи, звуки и запахи степи, описания обитателей степи, воздуха, неба над степью Днепра.

Краски степи. Зеленая, девственная пустыня. «Все пестрое пространство ее охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нем, и она становилась темно-зеленою». «Неизмеримые волны диких растений; зелено-золотой океан, по которому брызнули миллионы разных цветов». «Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный Бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще».

Запахи и звуки степи. « Испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием». «Пестрые суслики оглашали степь свистом. Трещание кузнечиков становилось слышнее. Иногда слышался из какого-нибудь уединенного озера крик лебедя и, как серебро, отдавался в воздухе…Весь их треск, свист, стрекотанье, -все это звучно раздавалось среди ночи, очищалось в свежем воздухе и убаюкивало дремлющий слух».

Обитатели степи. «Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их…. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался Бог весть в каком озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем…»

Воздух, небо, над степью. «По небу, изголуба- темному, как будто исполинской кистью наляпаны были широкие полосы из розового золота; изредка белели клоками легкие и прозрачные облака, и самый свежий, обольстительный, как морские волны, ветерок едва колыхался по верхушкам травы и чуть дотрагивался до щек… На них прямо гляделин ночные звезды. Иногда ночное небо освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и темная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно-розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по темному небу».

Днепр. «Вот он сверкает вдали и темною полосою отделился от горизонта. Он веял холодными волнами и расстилался ближе, ближе и, наконец, обхватил половину всей поверхности земли. Это было то место Днепра, где он дотоле спертый порогами, брал наконец свое и шумел, как море, разлившись по воле; где брошенные в середину его острова вытесняли его еще далее из берегов и волны его стлались широко по земле, не встречая ни утесов, ни возвышений".

Итоги работы

Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в дви жение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатление бесконечности.

Пестрота и яркость красок, их многообразие слепят взор. Основной фон степной поверхности – «зелено-золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Мир степи живет своими законами. Эта жизнь проявляется во всем: в крике лебедя, в полете чайки, в величественном течении Днепра, в сиянии звезд. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины.

Какова внутренняя связь между описаниями мыслей и характеров героев и величественной картиной степи?

Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу.

В каких словах передано отношение автора к степи?

«Степь чем дальше, тем становилась прекраснее. Ничего в природе не могло быть лучше. Черт вас возьми, степи, как вы хороши!.. Нигде не попадались им деревья, все та же бесконечная, вольная, прекрасная степь».

Любовь, восхищение, изумление, восторг переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.

Только ли красота природы вызывает эти чувства?

И необыкновенная красота природы, и осознание того, что это удивительное место на земле- милая сердцу родина, вызывает восторг автора и его героев. Степь- обобщенный образ родины. Ради нее казаки совершают свои подвиги.

Степь –мать для героев повести Н. В. Гоголя. Какими качествами характера должны обладать сыновья, чтобы быть достойными такой матери?

Только лишь мужественные, сильные, гордые люди, наделенные широкой душой и щедрым сердцем, могут быть достойны матери-степи.

    Итоги урока.

Тарас с сыновьями и другие герои повести Н. В. Гоголя –люди своего времени. Их характеры складывались в борьбе за свободу и независимость родины. Мужество, сила духа, отвага, героизм- основные качества характера героев.

В чем источник силы героев?

Источник силы – родные места, степь, родина, взрастившая эти богатырские характеры. С ней герои, как с родной матерью, связаны кровными узами.

    Домашнее задание.

Найти эпизоды, в которых наиболее отчетливо проявились характеры героев.

Исследовательская работа с текстом по вариантам:

1 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Андрия к сражению, из эпизода от слов «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…» до слов «И это добрый – враг бы не взял его - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка».

2 вариант. Выписать слова, характеризующие отношение Остапа к сражению, из эпизода от слов «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь…» до слов «…говорил старый Тарас,- ей-ей, будет добрый полковник, да еще такой, что и батька за пояс заткнет!»

Индивидуальное задание

Подготовить художественный пересказ эпизода последней ночи Андрия среди казаков.

Подготовить выразительное чтение эпизода от слов «Отворились ворота…» до слов «Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..»

Оформить плакат с указанием значения слов аргамак, аркан, витязь, гайдук, гоголь, дебелый, епанча, зерцала, казан, костел, кречет, ксендз, курухман, латник, литавры, магистрат, магнат, мазница, малеванная, навперейны, оселедец, осокорь, охочеокманные, пищаль, саламата, сулея, фашина, фашинник, хоругвь, хорунжий, чобот, чуприна, шляхта, яр, ячанье.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Опрос домашнего задания.

Вступительное слово учителя. Братья росли, и в двенадцатилетнем возрасте их привезли в Киев, отдали на учение в бурсу, как это было заведено в казацких семьях. Шире и сложнее становятся их связи с миром, богаче и разностороннее представления о нём.

На доске: Бурса - духовное училище.

- Ребята, как вы представляете себе условия жизни в бурсе?

(Ответы учащихся)

- А вот как описывает писатель Николай Помяловский бурсу в книге «Очерки бурсы»:

Оказывается, бурса - совсем особый мир, мир, во многом страшный.

- Чем отличаются в этот период Остап и Андрий?

Вывод: Остап - надёжный, хороший товарищ и друг. Ему можно верить, на него можно положиться. Андрий, как и Остап, мужественен, силён, ловок и полон отваги. Но в отличие от прямодушного Остапа, он человек неустойчивый. Настораживает его отъединение от товарищей. Видно, что его жизненный путь - не обычный путь казака.

  1. Основное содержание урока
  1. Восстановим хронологическую последовательность происходящих с юношами событий: детство, учение в бурсе, возвращение в отчий дом, дорога в Сечь. Сбывается самая большая мечта их жизни.

Ребята, давайте поговорим о дороге в Сечь. Вот как пишет об этом Гоголь:

«А между тем степь уже давно приняла их всех в свои зелёные объятия, и высокая трава, обступивши, скрыла их, и только козачьи чёрные шапки одни мелькали между её колосьями».

  1. Выразительное чтение описания степи днём, вечером и ночью.

Выразите своими словами богатство чувств Гоголя, выявите гамму оттенков, передающих его отношение к степи.

Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг - вот какие сильные чувства переполняют душу автора.

Чтение описания степи днём подготовленным учеником.

В чём же видит Гоголь чарующую душу красоту степи, чем он восхищается и как передаёт своё восхищение?

Степь днём. Какой вид искусства напоминает этот пейзаж?

Вообразите себя художниками, которые на основании описания Гоголя рисуют большое полотно - степь днём. Что же должна напоминать степь на картине? Какой основной образ проходит через все описания и самой степи, и неба над степью? (Образ моря, океана).

- О чём ещё говорит выражение «неизмеримые волны диких растений»? Помогли ли бы нам эти слова Гоголя при создании картины?

Кроме необъятности, безбрежности, чем ещё поражает гоголевская степь? (Буйством красок).

- Как разместить на картине всё это богатство красок, растений, а также огромное количество птиц?

А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть вообще не изображать?

Итак, соберём всё воедино и создадим словесную картину.

Как преображается степь вечером и ночью? В описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений. В этих описаниях всё сказочно, необыкновенно и таинственно.

Найдите в тексте два особенно понравившихся вам словесных образа и объясните их. («…вся степь курилась благовонием», ветерок «обольстительный, как морские волны», крик лебедя «как серебро, отдавался в воздухе», «красные платки летели по тёмному небу»).

3. В описании украинской степи отчётливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром.

Докажите это текстом. (Все три всадника ехали молча. Тарас вспоминал погибших товарищей, Остап был тронут слезами бедной матери, Андрий грустил о разлуке с панночкой).

Но просторы степи близки и дороги сердцу Козаков. Степь - их родина-мать, она их утешает, вливает в них жизненную силу, энергию.

Степь и козаки - нечто глубоко созвучное, родное, близкое друг другу.

Каких людей, какие характеры должна была породить степь? (богатырские характеры, героические натуры).

Можно ли считать Тараса с сыновьями и других выведенных в повести запорожцев именно такими героическими натурами, сильными, мужественными, готовыми к подвигу? Этим вопросом открывается новая тема следующего урока, тема подвига, тема служения Отечеству.

4. Итак, образ степи дан Гоголем как образ матери-Родины, породившей могучие богатырские характеры. Стоит оборваться этой связи, и человек гибнет, превращается в «подлую собаку».

Домашнее задание: 1) Выучить наизусть или пересказать близко к тексту описание степи во 2-й главе (по выбору - днём, вечером, ночью);

2) Ответить на 6 вопрос в хрестоматии.

Урок литературы в 7 классе

Н.В.Гоголь. Повесть «Тарас Бульба»

«Чёрт возьми, степи, как вы хороши!»

Степь как образ Родины в повести Гоголя.

Цель:

  1. пробудить у обучающихся чувство любви к Родине, восхищение красотой её природы, понимание того, что природа - это тоже Родина, «дом наш», желание стать достойным Родины, «способным защитить её;
  2. показать, что время пребывания Остапа и Андрия в бурсе - это повзросление, когда формируется личность, определяются её нравственные критерии;
  3. продолжать отрабатывать навык устного словесного рисования, работать над развитием речи обучающихся.

Описывая степь, Гоголь выступает великолепным мастером словесной живописи, создающим удивительно яркий зрительный образ степи. Из этой особенности гоголевского пейзажа мы и исходим. Гоголь дает описание украинской степи днем, вечером и ночью. После того как описание степи прочитано в классе, предлагаем учащимся выразить своими словами богатство чувств Гоголя, выявить гамму оттенков, передающих его отношение к степи. Приводим некоторые высказывания: “Гоголь любит степь, любуется ее красотой и просторами”; “Гоголь с восхищением рассказывает о том, как величественна и прекрасна степь”; “Гоголь изумляется, удивляется сказочному великолепию степной природы, испытывает восторг перед нею”; “Степь кажется Гоголю невероятно, неправдоподобно красивой”.
Итак, любование и любовь, восхищение, изумление и восторг – вот какие сильные чувства переполняют душу автора. Описание степи в высшей степени эмоционально, оно не только лирически окрашено, но и патетически взволнованно.
В чем же видит Гоголь чарующую красоту степи, чем он восхищается и как передает свое восхищение? Так, прочитав описание степи днем, спрашиваем: Какой вид искусства напоминает этот пейзаж? Значительная часть читателей отвечает: “живопись”; “картину художника-живописца”; “У Гоголя все словно нарисовано. Краски очень яркие. Кажется, словно видишь перед собой большую картину”.
Кроме необъятности, безбрежности, чем еще поражает гоголевская степь?-Буйством красок. Пестрота и яркость красок, их многообразие буквально слепят взор. Основной фон степной поверхности на картине “зелено-золотой”, но по нему “брызнули миллионы разных цветов”. Фиксируем внимание читателей па этом образе: сквозь траву видны “голубые, синие и лиловые волошки”, “желтый дрок” с пирамидальной верхушкой, .”белая кашка”, наливающийся колос пшеницы, белая чайка, “роскошно” купающаяся “в синих волнах воздуха”, мелькающая в вышине черной точкой. И все это сверкает на солнце, залито его живительным светом. Такого количества оттенков цвета природа не знает, и совершенно очевидно, что автор стремился передать здесь в первую очередь не многообразие оттенков цветов, а впечатление (удивительно много, невероятно много!).
Как оке все это перенести на картину? Картину, изображающую степь днем, можно условно разделить как бы на две части: зелено-золотистая поверхность земли – собственно степь – и бездонное, безбрежное небо над нею.
На фоне зелено-золотистого океана, уходящего вдаль, на переднем плане, тщательно выписываем все перечисленные в описании цветы (ведь известны и их названия, и их форма, и их цвет). Здесь же помещаем и куропаток, шныряющих под тонкими корнями пшеницы.
Вообще птиц в степи великое множество. “Тысячу разных птичьих свистов” не передать на картине, но сами птицы выписаны у Гоголя необычайно рельефно. Обращаем внимание читателей на неподвижно стоящих в небе ястребов с распластанными крыльями и устремленными в траву глазами. Мы видим даже направление их взгляда, следовательно, смотрим на них с относительно близкой дистанции.
“Тучу диких гусей” темным пятном все располагают на заднем плане; движутся они “в стороне”, где-то далеко. (Отмечаем попутно, что “туча” гусей, так же как и “тысяча свистов”, передают опять-таки не количество, а впечатление – много! очень много!)
И, наконец, поднимающаяся из травы чайка. Фиксируем на картине два момента: полет птицы и превращение ее в точку где-то далеко в вышине.
А как изобразить едущих по степи Тараса с сыновьями? Может быть, вообще не изображать? Ведь “уже и черных шапок нельзя было видеть: одна только быстрая молния сжимаемой травы показывала бег их”. Предлагаем учащимся объяснить образ – “молния сжимаемой травы”. Образ зрительный, поэтому шестиклассники легко справляются с ним: “Издали движение скачущих в траве казаков кажется зигзагообразным, по форме напоминает молнию. Кроме того, трава, раздвинутая бегущими лошадьми, сжимается со стремительной, молниеносной быстротой”.
Но все справедливо приходят к выводу, что “молнию сжимаемой травы” на картине передать трудно. Лучше взять начало описания, когда “козачьи черные шапки одни мелькали” между колосьями высокой травы, принявшей казаков “в свои зеленые объятия”. После такой предварительной работы словесные картины, рисующие степь днем, обычно бывают удачны. Все вводят в свой рассказ яркие словесные образы, употребляют гоголевские гиперболы. А главное – стремятся передать чувства, настроения, владеющие автором, так отчетливо выраженные в конце описания: “Черт вас возьми, степи, как вы хороши!”
Как преображается степь вечером и ночью, все прослеживают самостоятельно. Они замечают, что в этих описаниях много места уделяется музыке, звучащей в степи вечером и ночью, запахам растений (цветы и растения ночью пахнут сильнее, чем днем; звуки ночью слышнее). Поэтому ночная музыка совсем особенная: днем мы не услышим свиста сусликов и трещания кузнечиков. В этих описаниях все сказочно прекрасно, необыкновенно и таинственно. На первом плане здесь не сама картина, а впечатление от картины: степь вечером и ночью великолепна и фантастична.
“Тарас Бульба” является своеобразный синтез реалистического и романтического. Из романтической поэтики к Гоголю пришла повышенная эмоциональность повествования, особенно ярко обнаруживающаяся в картина; природы с их высокой патетикой, мощью и неожиданностью гипербол, блеском метафор.
Примеры гоголевского текста: “вся степь курилась благовонием”; ветерок, “обольстительный, как морские волны”; крик лебедя, “как серебро, отдавался в воздухе”; “красные платки летели по темному небу” (о веренице лебедей, освещенной дальним заревом) и т. д. Все чувствуют красоту и неожиданность этих образов, их эмоциональный подтекст. Затруднение вызывает лишь сравнение крика лебедей с серебром. Предлагается такое объяснение: “Лебедь – красивая, гордая птица, серебро – красивый, благородный металл”. Это сравнение как бы объединяет красоту и благородство звука. В беседе все вспоминают и о том, что во время езды па тройках к дуге средней лошади привязывали серебряный колокольчик, издававший очень красивый звон, мелодичный и чистый. Вспоминаем, что на Руси, отливая колокола для церквей, желая добиться красивого звона, добавляли в металл серебро. чем выше был процент серебра, тем благороднее и чище звон.
В описании украинской степи отчетливо выступает связь картин природы с настроением героев, с их внутренним миром. Учащимся предлагается доказать это текстуально. Вначале “все три всадника ехали молчаливо”. Тарас думал “о давнем”, вспоминал погибших товарищей, “слеза тихо круглилась на его зенице, и поседевшая голова его уныло понурилась”. Оста” “душевно был тронут слезами бедной матери, и это только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову”. Андрий, и повесив голову и потупив глаза в гриву коня своего”, грустил о разлуке с панночкой.
Но простор благоухающей степи, ее необозримые пространства близки и дороги сердцу казаков. Степь – их родина-мать, и, как мать, принимает она несколько опечаленных сыновей “в свои зеленые объятия”, чтобы подбодрить и утешить их, влить в них жизненную силу и энергию. И вот Тарас, отбросив грустные воспоминания, весело окликнул сыновей. Они увидели родную степь, облитую живительным солнечным светом, и все, что “смутно и сонно было на душе у казаков, вмиг слетело, сердца их встрепенулись, как птицы.

Сочинение по литературе на тему: Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”

Другие сочинения:

  1. Повесть Н. В. Гоголя “Тарас Бульба” содержит в себе черты прозы и лирики. Это произведение очень красиво. В нем есть описание жестоких сражений, различных чувств героев. Также в этом произведении встречаются очень красивые и поэтичные картины украинской природы. Во второй Read More ......
  2. Величайший русский писатель Николай Гоголь был родом из Украины. Он любил свой край, интересовался его историей, обычаями и обрядами, увлекался мужественным и вольнолюбивым украинским народом, прославлял его в своих произведениях. С необычной художественной силой и полнотой Н. Гоголь отобразил “историю Read More ......
  3. В повести “Тарас Бульба” Гоголь создал различные образы запорожских казаков. Большое внимание он уделил сыновьям Тараса, Остапу и Андрею. И совсем немного написал о их матери. В произведении мы впервые встречаемся с матерью, когда она встречает своих сыновей. “…бледная, худощавая Read More ......
  4. Повесть “Тарас Бульба” – это одно из самых прекрасных поэтических созданий русской художественной литературы. В центре повести Николая Васильевича Гоголя “Тарас Бульба” находится героический образ народа, который борется за справедливость и свою независимость от захватчиков. Никогда еще в русской литературе Read More ......
  5. В повести “Тарас Бульба” Н. В. Гоголь прославляет героизм русских людей. Русский критик В. Г. Белинский писал: ” “Тарас Бульба” есть отрывок, эпизод из великой эпопеи жизни целого народа.” А сам Н. В. Гоголь так написал о своем произведении: “Тогда Read More ......
  6. Некоторые важные изменения претерпевает и образ Андрия. Он приобретает ощутимо большую психологическую определенность. Гоголю удается преодолеть прежде присущую образу Андрия известную схематичность и однолинейность. Внутренний мир его переживаний становится более емким, сложным. Его любовь к полячке теперь не только глубже Read More ......
  7. Историческая повесть Гоголя “Тарас Бульба” рассказывает о временах казачества на Руси. Писатель прославляет казаков – смелых воинов, настоящих патриотов, веселых и вольных людей. В центре произведения – образ казака Тараса Бульбы. Когда мы встречаемся с ним, то это уже довольно Read More ......
  8. Рассуждая о жизни простых казаков, о существовании Запорожской Сечи, Н. В. Гоголь создает уникальное произведение об украинском казачестве прошлых лет “Тарас Бульба”. При описании событий прошлого Н. В. Гоголя не столько волнует историческая достоверность, сколько отношение к жизни, любви, долгу, Read More ......
Степь как образ Родины в повести Гоголя “Тарас Бульба”
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!